Обновлено: 06.05.2024

В современном мире, где ребенку книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса, особенно остро стоит вопрос развития речи дошкольников .

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком-дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.

Сейчас очень часто взрослые не читают детям сказки, а занимаются своими делами, детей же отвлекают телевизором или игрой на планшете, телефоне. Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются ненужной информацией, от этого часто становятся гиперактивными, неусидчивыми, не умеют друг с другом договариваться, мало общаются. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что малыши плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.

Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки — это раскрепощение, развитие речи. Согласитесь, когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что-то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики.

Сказка — удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в раннем детстве, как только начинает говорить .Однажды придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, справедливости, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями и укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается ее поэзией, дети не только постигают русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Сказки — это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст их родителей. Конечно же, любой воспитательный процесс идет совместно с родителями. В связи с этим родителям можно порекомендовать:

-чтение народных сказок с меняющимся голосом и интонацией;

-совместные настольные игры по сказкам;

-дни без гаджета (отключение на целый день телевизоров, телефонов и компьютеров);

Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями с разнообразной лексикой.