Дизартрия
Дизартрия — тяжелое нарушение речи,сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации,речевого дыхания,темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи,в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.
Причины дизартрии:
Наиболее часто (в 65-85 % случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические заболевания матери, патология беременности, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др.
Классификация: В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:
-бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов(языкоглоточного,подъязычного,блуждающего, иногда –лицевого, тройничного) в продолговатом мозге.
-псевдобульбарную дизартрию,связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей.
-экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей.
-мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей.
-корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.
Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:
-1степень(стертая дизартрия)-дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
-2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь понятна.
-3 степень-понимание речи доступно только близким и частично посторонним людям.
-4 степень- речь отсутствует или непонятна даже близким людям (анартрия).
Симптомы дизартрии: Речь пациентов с дизартрией невнятная,нечеткая,малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц языка, губ, мягкого нёбаголосовых складок,гортани, дыхательной мускулатуры.
Коррекция дизартрии: логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (массаж, ЛФК, лечебные ванны, физиотерапия и др.).
На логопедических занятиях осуществляется развитие: мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж,артикуляционная гимнастика),физиологического иречевого дыхания, голоса (ортофонические упражнения),коррекция звукопроизношения, работа над выразительностью речи и речевой коммуникацией.
Денисова Алла Анатольевна Учитель-логопед |