Обновлено: 07.06.2023

Дизартрия             

Дизартрия — тяжелое нарушение речи,сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации,речевого дыхания,темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи,в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Причины дизартрии:

Наиболее часто (в 65-85 % случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические заболевания матери, патология беременности, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др.

Классификация:  В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

-бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов(языкоглоточного,подъязычного,блуждающего, иногда –лицевого, тройничного) в продолговатом мозге.

-псевдобульбарную дизартрию,связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей.

-экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей.

-мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей.

-корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

-1степень(стертая дизартрия)-дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

-2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь понятна.

-3 степень-понимание речи доступно только близким и частично посторонним людям.

-4 степень- речь отсутствует или непонятна даже близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии: Речь пациентов с дизартрией невнятная,нечеткая,малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц языка, губ, мягкого нёбаголосовых складок,гортани, дыхательной мускулатуры.

Коррекция дизартрии: логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (массаж, ЛФК, лечебные ванны, физиотерапия и др.).

На логопедических занятиях осуществляется развитие: мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж,артикуляционная гимнастика),физиологического иречевого дыхания, голоса (ортофонические упражнения),коррекция звукопроизношения, работа над выразительностью речи и речевой коммуникацией.

 

 

Денисова Алла Анатольевна

Учитель-логопед