Обновлено: 20.10.2023

Профилактика дисграфии у детей с ТНР

Серебренникова Татьяна Петровна

Учитель-логопед

 

Для успешной профилактики дисграфии у дошкольников необходимо определить признаки, по которым можно предсказать появление дисграфии, и конкретные методические приёмы, позволяющие устранить имеющиеся предпосылки.

Одна из первых задач, с которой встречается начинающий обучаться грамоте ребенок, – это необходимость усвоения букв. Для того чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом. Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функции. Для ребенка, начинающего обучаться грамоте, сложность представляет и усвоение зрительных образов букв, овладение умением быстро и безошибочно отличать их друг от друга по внешнему виду. Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть сформированы зрительно-пространственные представления.

Для того чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, а не просто «обучиться грамоте», у него еще в дошкольном возрасте должна быть хорошо развита устная речь.

Ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:

1. Развитая слуховая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов).

2. Достаточный уровень сформированной зрительно-пространственных представлений.

3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).

4. Развитая тонкая ручная моторика.

Для устранения предпосылок дисграфии необходимо использовать целый ряд методических приёмов, оказывающих профилактическое воздействие на важнейший сферы развития:

1. Развитие дифференцированного слухового внимания (устранение предпосылок акустической дисграфии).

2. Забота о своевременном исчезновении «возрастного косноязычия» (устранение предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии) 3. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (устранение предпосылок оптической дисграфии).

4. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи (устранение предпосылок аграмматической дисграфии)

5. Устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.