Обновлено: 10.05.2023

Приобщение дошкольников к культурному наследию родной страны

Кириченко Виктория Владимировна

Старший воспитатель

Объекты культурного и исторического наследия для народов России представляют собой уникальную ценность, и являются частью нашей истории. Это как ресурс духовного развития человечества. Поэтому проблема отношения человека к историческим памятникам является одной из актуальных тем.

Наше подрастающее поколение не получает достаточного нравственно-патриотического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на объединение обучения и воспитания в целости образовательного процесса на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей.

А ведь, приобщение детей  к истокам русской культуры является богатым источником познавательного развития.

Современное поколение утратило многие традиции и стремится перенять их у европейских стран. Так, молодежь отдает предпочтение празднованию таких праздников как, «Хэллоуин», «День святого Валентина», а ведь у нас есть и более богатые праздники, насыщенные разными традициями – это святочные и масленичные гулянья, День Ивана Купала, «Пасха», «Троица» и т.д.

Дети – это «инвестиции» для педагога, залог будущего развития нашей страны. Поэтому приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культурного наследия должно стоять на первом месте в системе дошкольного образования.

Анализируя материалы по работе с семьями воспитанников (анкеты, опросы, беседы) пришла к выводу, что молодые родители не знают историю, традиции и культуру своего народа, а из данных обследования детей заметила, что в разговорной речи они не употребляют потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат родной русский язык.

Считаю, что необходимо создать условия для формирования у дошкольников любви к Родине с раннего периода, для накопления ими социального опыта. Для решения возникшей проблемы в нашем детском саду реализуются следующие проекты, акции «Приобщение детей к истории и культуре Родного края», «Моя малая Родина», «Цветы победителям»,  «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Мечты о космосе»,  и т.д., развлечения «Колядки»,  «День народного единства» проводятся развивающие занятия с воспитанниками ДОУ.

Приобщение дошкольников к культуре родной страны происходит через создание предметно-пространственной среды.  Педагоги ДОУ в группах создают условия для театрализации по мотивам русских народных сказок, разучивают заклички, потешки, читают произведения художественной литературы, проводят тематические беседы. На занятиях по художественно-эстетическому развитию изучают особенности хохломской и гжельской росписи. Дети с удовольствием выполнят собственные рисунки, делают глиняные заготовки (матрешки, куклы и т.д.). 

Анализируя проведенную работу можно сделать вывод: работа по приобщению дошкольников к культурно-историческому наследию родной страны необходима. Через изобразительную, игровую, театрализованную и другие виды детской деятельности мы формируем эстетические чувства, даем знания об истоках народной культуры, воспитываем уважение к своему народу, прививаем любовь к родному краю и его природе, сохраняем традиции и обычаи русского народа. Делаем воспитанников причастными к духовному наследию прошлого настоящего и будущего.

Пока нашим детям будет интересна культурное наследие, сохранится культура и быт великого русского народа.