Обновлено: 08.06.2023

Отграничение различных форм умственной отсталости от ЗПР​

Филатова Александра Андреевна

учитель-дефектолог

Отграничение различных форм умственной отсталости от ЗПР.

Несмотря на сходство, между умственной отсталостью и ЗПР существуют качественные различия, позволяющие точно определить нарушение, провести необходимую работу и позволить малышу в будущем адаптироваться в мире.

Умственная отсталость – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждения головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребёнка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга. Необратимое нарушение.

Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:

Дебильность – слабая форма проявления. Запоминают такие дети новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия неспособны.

Имбецильность– средняя форма проявления. Ребёнок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может правильно построить предложение.

Идиотия – тяжёлая форма олигофрении. Такие дети способны произносить только отдельные звуки и слова, не понимают речь окружающих. ЗПР – это отставание в темпах развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, некоторых когнитивных функций (речь, память, мышление).

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах:

1-ая форма носит конституциональный характер, такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Такие дети с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

2-ая форма имеет соматогенную природу, у таких детей такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость. Ребенок эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Эта форма выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения, и следует понимать, что это в том случае, если у ребенка нет органического поражения мозга, если оно есть, то такой ребенок будет всегда немножко отставать.Ребёнок с умственной отсталостью способен освоить основные необходимые для жизни навыки (в зависимости от тяжести состояния), но требует ежедневной работы по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития. Так как при прекращении систематической коррекционной работы происходит немедленный регресс.