Обновлено: 28.05.2014

Как научить дошкольника приобретать знания

Васильева Елена Анатольевна
Воспитатель

 

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская активность, поведение это естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Современная жизнь ставит перед человеком много проблем. Для решения всех этих проблем человеку нужен большой запас знаний и умений. Знания и умения ребенок начинает получать уже в детском саду, постепенно познавать окружающий мир от простого к сложному. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понятии их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость, гордость в случае разрешения задач — создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.

Между уровнем развития познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания — важнейший «строительный» материал, который является фундаментом развития познавательного интереса. Чем богаче кладовая памяти у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, т. к. условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождения в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их почитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется пытливость его мысли, любознательность.

На протяжении дошкольного возраста вопросы сменяются по форме и содержанию. Детей интересует название действий, предметов, их свойств и качеств. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Чем старше становится дошкольник, тем активней умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка уже направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии и различного.

Например, почему луна только светит, а солнце светит и греет? Как птицы дорогу к гнезду находят? и т. д.

У  дошкольников типичными являются не единичные познавательные вопросы, а их цепь.

Например, что, начинается там, где кончается земля? А на других планетах живут люди? Животные?

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » — верный признак умственной готовности ребёнка к школьному обучению.

Под влиянием этого интереса у ребёнка развивается желание учиться, постоянно получать новые знания, стремление. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Н. Н. Поддъяков – известный специалист в области детской психологии и дошкольной педагогики, доктор психологических наук, профессор, выделяет два основных вида поисковой деятельности у дошкольников:

• первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д.

• второй вид ориентировочно — исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенный элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Одним из приёмов исследовательской деятельности, организуемой взрослыми, является эксперимент.

В ходе проведения эксперимента  необходимо соблюдать следующие правила:

1. учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;

2. не сдерживайте инициативы детей;

3. не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4. не спешите с вынесением оценочных суждений;

5. помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний, прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями,  формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

Все это  дает большой простор для развития творческого, мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной тематики.