Обновлено: 15.01.2016

Рекомендации по обучению детей различным видам рассказывания

Денисова Алла Анатольевна

Учитель-логопед

Начинать обучение рассказыванию лучше с оречевления знакомой ситуации, Например,  педагог дает задание: «Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч.» Обращаясь к детям,  он спрашивает: «Что сделал Коля?  — Коля подошел к столу и взял красный шар и синий мяч.» Постепенно задания усложняются : дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения.

Процессу обучения детей различным видам рассказов- описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысли детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов , способствует повышению речевой активности. Сначала дети должны определить различие между предметами ( т.к. это задача более легкая ), а затем перейти к описанию сходных признаков. Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы ( « игрушки», « посуда» , « одежда», « овощи» и т.д.) Например, на столе разложены мячи ( большие-маленькие , красные-синие) , овощи ( помидоры, огурцы, морковь…), кубики ( пластмассовые , деревянные, бумажные , разного цвета и размера). Сначала по заданию педагога дети выбирают со стола только большие предметы и при этом говорят: « Это большой мяч, большой огурец , большой кубик». Далее – выбрать большие красные предметы и, наконец, большие красные предметы круглой формы. Ребёнок составляет рассказ-описание « Это большой красный круглый мяч ,(подсказка: из чего сделан),  он резиновый, (подсказка:  что можно делать мячом?), мяч можно ловить, катать, бросать и т.д. На первых этапах обучения даётся план рассказывания:

  •  Как зовут куклу?
  • Какая она по размеру?
  • Из чего сделана?
  • Во что одета? И т.д.

Если ребёнок всё же затрудняется составить рассказ-описание, педагог даёт образец.

Рассказы по картинкам.

Подбирая картинки, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям.

Составлению рассказа по картинке предшествует следующая работа:

— рассматривание картинки

— уточнение понимания отдельных слов

— беседа по вопросам с целью выяснения понимания содержания картинки

-затем даётся план

Рассказ по серии картин.

Начинать эту работу нужно , предваритетельно разложив картинки — серии, объяснив, почему они расположены именно в такой последовательности и рассказав по ним

( рассказ-образец). А затем уже проводятся различные приёмы работы с сериями картинок ( исходя из онтогенеза , например:

а) педагог раскладывает на столе серию картинок, просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ . После чего ребёнку даётся по одной картинке-эпизоду. Педагог повторяет рассказ, а дети должны показать соответстветствующие картинки.

б) Раскладываются картинки неправильно. Читается рассказ. После чего дети должны расположить картинки в нужной последовательности.

в) Раскладываются картинки неправильно. Дети должны  расположить картинки правильно и составить по ним рассказ.

 

 

 

Пересказ.

Этот вид проводится только тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь. При подборе текстов учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Текст должен быть доступным по содержанию. До начала чтения объяснить смысл трудных слов. Далее проводится беседа, подводящая детей к пониманию содержания (« Кто из вас видел ёжика? Чем покрыто его тело? Чем питается ёжик? И т.д.) Далее педагог читает рассказ про ёжика, не нацеливая на пересказ. Прослушав рассказ, дети отвечают на вопросы по содержанию. Затем рассказ читается ещё раз уже с установкой на пересказ. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды.:

  1. Педагог пересказывает , а ребёнок вставляет нужное слово или предложение.
  2. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то педагог задаёт наводящие вопросы.
  3. Перед началом пересказа педагог составляет план рассказа.
  4. Пересказ организуется «по цепочке»
  5. Использование фланелеграфа (отдельные эпизоды наглядно оформляются на фланелеграфе)
  6. Пересказ в лицах, типа простой драматизации.

Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий , можно рекомендовать  и более сложные виды работы:

  1. Выборочный пересказ ( выделить то, что относится к данному поступку)
  2. Краткий пересказ ( не всё подряд, а только главное)
  3. Творческое рассказывание

а) пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов

б) составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с услышанным.