Рекомендации по обучению детей различным видам рассказывания
Денисова Алла Анатольевна Учитель-логопед |
Начинать обучение рассказыванию лучше с оречевления знакомой ситуации, Например, педагог дает задание: «Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч.» Обращаясь к детям, он спрашивает: «Что сделал Коля? — Коля подошел к столу и взял красный шар и синий мяч.» Постепенно задания усложняются : дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения.
Процессу обучения детей различным видам рассказов- описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысли детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов , способствует повышению речевой активности. Сначала дети должны определить различие между предметами ( т.к. это задача более легкая ), а затем перейти к описанию сходных признаков. Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы ( « игрушки», « посуда» , « одежда», « овощи» и т.д.) Например, на столе разложены мячи ( большие-маленькие , красные-синие) , овощи ( помидоры, огурцы, морковь…), кубики ( пластмассовые , деревянные, бумажные , разного цвета и размера). Сначала по заданию педагога дети выбирают со стола только большие предметы и при этом говорят: « Это большой мяч, большой огурец , большой кубик». Далее – выбрать большие красные предметы и, наконец, большие красные предметы круглой формы. Ребёнок составляет рассказ-описание « Это большой красный круглый мяч ,(подсказка: из чего сделан), он резиновый, (подсказка: что можно делать мячом?), мяч можно ловить, катать, бросать и т.д. На первых этапах обучения даётся план рассказывания:
- Как зовут куклу?
- Какая она по размеру?
- Из чего сделана?
- Во что одета? И т.д.
Если ребёнок всё же затрудняется составить рассказ-описание, педагог даёт образец.
Рассказы по картинкам.
Подбирая картинки, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям.
Составлению рассказа по картинке предшествует следующая работа:
— рассматривание картинки
— уточнение понимания отдельных слов
— беседа по вопросам с целью выяснения понимания содержания картинки
-затем даётся план
Рассказ по серии картин.
Начинать эту работу нужно , предваритетельно разложив картинки — серии, объяснив, почему они расположены именно в такой последовательности и рассказав по ним
( рассказ-образец). А затем уже проводятся различные приёмы работы с сериями картинок ( исходя из онтогенеза , например:
а) педагог раскладывает на столе серию картинок, просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ . После чего ребёнку даётся по одной картинке-эпизоду. Педагог повторяет рассказ, а дети должны показать соответстветствующие картинки.
б) Раскладываются картинки неправильно. Читается рассказ. После чего дети должны расположить картинки в нужной последовательности.
в) Раскладываются картинки неправильно. Дети должны расположить картинки правильно и составить по ним рассказ.
Пересказ.
Этот вид проводится только тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь. При подборе текстов учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Текст должен быть доступным по содержанию. До начала чтения объяснить смысл трудных слов. Далее проводится беседа, подводящая детей к пониманию содержания (« Кто из вас видел ёжика? Чем покрыто его тело? Чем питается ёжик? И т.д.) Далее педагог читает рассказ про ёжика, не нацеливая на пересказ. Прослушав рассказ, дети отвечают на вопросы по содержанию. Затем рассказ читается ещё раз уже с установкой на пересказ. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды.:
- Педагог пересказывает , а ребёнок вставляет нужное слово или предложение.
- Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то педагог задаёт наводящие вопросы.
- Перед началом пересказа педагог составляет план рассказа.
- Пересказ организуется «по цепочке»
- Использование фланелеграфа (отдельные эпизоды наглядно оформляются на фланелеграфе)
- Пересказ в лицах, типа простой драматизации.
Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий , можно рекомендовать и более сложные виды работы:
- Выборочный пересказ ( выделить то, что относится к данному поступку)
- Краткий пересказ ( не всё подряд, а только главное)
- Творческое рассказывание
а) пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов
б) составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с услышанным.