Обновлено: 26.12.2015

Пишем от руки

       Елена  Петровна Осипова
       Учитель-логопед

       

Современная тенденция – школьники все меньше и меньше пишут на уроках и дома. Речь идет о полноценном письме от руки, когда нужно выводить палочки, закорючки и овальчики. И обязательно с наклоном. В ряде стран подобные занятия уже вообще не считаются  обязательными: школьники печатают на компьютере. А если их и учат писать, то печатными буквами, как, например, в Финляндии. И не всегда дети пишут на бумаге – большинство водят стилусами по планшетам.

В нашей стране тоже даже не в самых продвинутых школах детей начинают обучать компьютерной грамотности с младших классах в ущерб тому, что в прежние времена называли чистописанием. Такого предмета вообще уже нет. Хорошо ли это?

Ответ ученых однозначен: не писать от руки – это плохо! Плохо для мозга, в котором могут отстать в развитии сразу несколько важных отделов.

Особенности работы мозга тех, кто пишет то руки и с помощью клавиатуры, были изучены американскими исследователями. Были набраны дети, не умеющие ни читать, ни писать, но знающие и различающие буквы. Их разделили на две группы. Одну стали обучать грамоте традиционным способом  — дети учились писать ручкой на бумаге. Во второй группе тыкали пальчиками исключительно в клавиатуру.

 Результат: первая группа обучилась быстрее. И в итоге писала и читала лучше второй –компьютерной. Томограммы показали, что мозг детей, выводивших буквы от руки, работал почти как у взрослых, давно овладевших чтением и письмом. Особенно активными становились те зоны в височной и затылочной долях коры левого полушария, которые участвуют в процессах распознавания информации. А благодаря мелкой моторики, которую развивают манипуляции ручкой, у детей подключалась и теменная область, связанная с движением и концентрацией внимания.

Томография свидетельствует, что письмо – даже примитивное – словно готовит в мозге почву для развития и закрепления навыков чтения. А это заметно упрощает и ускоряет процесс обучения.

Конечно, моторику рук можно развивать и другими способами. Но письмо от руки гораздо эффективнее. Особенно по сравнению с электронными гаджетами, которые требуют меньше усилий – и физических, и умственных. Невелика заслуга – нажать на клавишу или двинуть пальцем по экрану. Письмо же – это изощренное, ни с чем не сравнимое интеллектуальное упражнение. К тому же оно полисенсорно – вовлекает тактильные ощущения, зрительное восприятие, эмоции, фантазию. А чем больше раздражителей, тем эффективнее стимуляция мозга. Это его развивает.

К тому же, тексты, написанные от руки, запоминаются гораздо лучше.

Помимо всего прочего, письмо помогает устанавливать связи между полушариями, развивает логическое мышление и тренирует мозг одновременно управлять ходом мыслей и двигательными функциями.