Обновлено: 12.12.2014

Декоративно-прикладное искусство в жизни детей дошкольного возраста

Подоляко Ирина Николаевна
Воспитатель

 

  

Декоративно – прикладное искусство – одно из древнейших. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т.п. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Эмоциональный язык искусства – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка.

        Новейшие требования в системе дошкольного образования требуют развития у детей самостоятельности, инициативы и творчества во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства.

   Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с

возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от неё. Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников.

  Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

1.Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желание знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).

2.Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

3.Формирование обобщённых знаний и соответствующих изобразительных умений:

— освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объёмных предметах;

— воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций).

Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Декоративное рисование в средней группе детского сада.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на её примере можно учить детей декоративному рисованию. Роспись объёмной игрушки пока не доступна детям. В этом возрасте дети только начинают овладевать приёмами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи. В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства.

Декоративное рисование в старшей и подготовительной группах.

В этих группах идёт дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (конь, барышня, фартук и т.д.).

Работы наших детей.

Вот так мы овладели  приёмами                                             Роспись дымковской барышни.   

 построения узора на бумаге.    

                

Роспись дымковского коня.