Обновлено: 12.06.2024

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР :

1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей, такой ребенок выполняет задачу не полностью, а только ее часть.

2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок.

3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы. Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно часто дает ответ, но объяснить его не может и если вопрос усложнить, то ребенок уже не сможет на него ответить.

Особенности наглядно-образного и логическогомышления:

Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.

Уровень наглядно-действенного мышления у детей с ЗПР практически не отличается от его уровня у детей с нормальным психическим развитием. Большинство детей справляются с поставленными заданиями, если объяснить им его несколько раз и попросить быть внимательными.

Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

-Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении,обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях;

-Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение;

— Использовать яркие иллюстрации, дублирующие объясняемый материал;

-Продумывать индивидуальную схему работы для каждого ребенка с учётом его способностей, особенностей восприятия информации;

-Менять тип деятельности несколько раз в течение одного занятия;

-Проводить физическую разминку;

-Оградить детей от посторонних отвлекающих факторов;

-Создать в помещении комфортную атмосферу.

Дидактические игры для развития наглядно-образного мышления: «Что лишнее?», «Разложи по порядку», «Где, чей домик?», «Найди маму», «Разложи картинки», «Подбери пару», это также паззлы, мозаики и т.д.

Дидактические игры на развитие наглядно-действенного мышления: «Покатай зайку», «Угостим куклу», «Палочки Кюизинера».

Игры на развитие словесно-логического мышления:«Четвёртый лишний», «Головоломки», «Обобщения», «Исключения», «Квадраты Никитина».