Обновлено: 24.10.2019

Формирование грамматического строя речи и развитие связной речи у детей старшего возраста

Шумакова Светлана Ивановна

Учитель-логопед

Словарь пятилетнего ребенка (по данным А.Н. Леонтьева и А.Н. Гвоздева) в норме составляет около 3 — 4 тыс. слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». По мнению Ушинского языковое чцтье подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов. «Чувство языка» позволяет дошкольнику найти самое точное слово, слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные.

          У ребенка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных и родовых окончаний.

          Иная картина наблюдается у дошкольников того же возраста с общим недоразвитием речи.

          Даже у детей III уровня ОНР словарный запас не превышает 2 тыс. слов, ограниченность словаря отмечается и в активном и в пасссивном плане,  преобладают  слова-названия обиходно-бытовых предметов и действий,  недостаточно слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих  оттенки значений или абстактные понятия.  Бедность словарного запаса, естественно, приводит к частым заменам одного названия другим, причем замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам.

           Особенно ярко ограниченность и неполноценность лексических средств проявляется в заданиях, связанных со словообразованием, например: сливной компот или сливочный (вместо сливовый), мясный бульон (вместо мясной); вёдерко (уменьшительное от ведро), берёзочка (уменьшительное от берёза), берёзная роща (вместо берёзовая). Характерно, что все эти ошибки обнаружены у детей не только 1-го, но и 2-го и 3-го годов обучения в логопедической группе. Это свидетельствует о слабости лексического переноса, сниженном языковом чутье и неумении пользоваться морфологическими элементами при словообразовании.

             Если ребенок обучался в логопедической группе, то чаще он способен строить простые нераспространенные и распросстраненные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Однако  и в таких предложениях у большинства детей продолжают отмечаться нарушения согласования и управления (пять грушей, пять ведров, 2 ведры и т.п.), пропуски или замены сложных предлогов (из-за, из-под, над), изменение порядка слов. Наиболее характерны эти ошибки для необученных дошкольников. И все дети группы (обученные и необученные) затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

               Все вышеуказанные нарушения отражаются на связной речи дошкольников, которая продолжает оставаться несовершенной. Рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки.

             Эффективность логопедической работы над речью в значительной мере определяется и тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности в этом процессе. Надо направлять педагогический процесс так, чтобы дети активнее участвовали в коммуникативных операциях. Инициатива сначала принадлежит в основном логопеду, но постепенно она должна переходить к детям, а логопед выступал бы в роли ненавязчивого режиссера.

              Коррекционная работа с детьми проводится на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. На этапе автоматизации звуков в слогах одновременно ведется работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в героев сказок, зверят и т.д., и таким образом развивается воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

              На подгрупповых занятиях с детьми проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой.

             Можно использовать разное построение фронтальных занятий: в одном случае это игра, в другом — занятие-спектакль, в третьем — они учителя, а не ученики, и т.п.  Такие занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом, что позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

             Занятия, проводимые по единому сюжету, способствуют:

            — развитию всех компонентов речи;

            — формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

            — развитию познавательных процессов;

            — развитию творческих способностей детей;

            — воспитанию нравственно-эстетических чувств.

            Сюжетные занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие посступки, воспитывают чувство прекрасного.

             Известно. что игра — это  эффективное средство логопедической работы с детьми. при организации речевых игр и упражнений нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

  • игры не должны быть длительными по времени (10 — 15 мин.);
  • должны проводиться в неторопливом темпе;
  • игра должна быть живой, интересной. заманчивой . должен присутствовать элемент соревнования;
  • игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия;
  • в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей;
  • в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью;
  • в процессе игры педагог принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры). По ходу игры вносятся необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение игры педагог обязательно поощряет всех детей.

            Практический материал по разделам: «Формирование грамматического строя речи» и «Формирование связной речи» можно почерпнуть в книге В.И. Селиверстовой «Речевые игры с детьми».

             Необходимо очень внимательно относиться к ТРИЗу в логопедии, т.к. творческие задания, игры, игровые ситуации помогают развивать речь детей. Полезны такие игры: «Хорошо — плохо», «Ученый совет», «Паучок плетет паутину», «Лестница противоположностей», «Чудесные вещи».

            Эти игры хорошо развивают не только речевое творчество ребенка, но и способствуют его психологическому раскрепощению, устраняют боязнь неправильного высказывания, вырабатывают смелость в фантазии. Если использовать на своих занятиях элементы ТРИЗ, то можно реализовать  кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в соввременном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г.С. Альтшуллер)