Обновлено: 01.09.2022

Файл для скачивания — Визуальное расписание режима дня
Файл для скачивания — картинки для Визуального расписания режима дня

 

Описание продукта

«Визуальное расписание режима дня
для детей с задержкой психического развития в группе детского сада».

Авторский коллектив Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №49 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга:

  • Ермолова Лариса Валентиновна, заведующий
  • Францевич Ольга Михайловна, старший воспитатель
  • Маевская Елена Игоревна, учитель-дефектолог
  • Гарайс Евгения Валерьевна, воспитатель

Форма инновационного продукта — Методические материалы, рекомендации.

Тематика инновационного продукта — Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Номинация — Дошкольная образовательная деятельность.

Цель внедрения продукта в деятельность ОУ — получение качественного дошкольного образования детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР, путем организации комфортного пребывания в детском саду; (снижении уровня тревожности детей), в способствовании понимания последовательности дел в течении дня, ценности времени, его протяженности и его хода, в регуляции своего поведения, для более спокойного и продуктивного пребывания в группе.

Инновационным продуктом являются методические рекомендации разработки алгоритма использования визуального расписания режима дня,включающего в себя комплекс пособий:

  • Визуальное расписание на ковролине «Наш день»

  • Пирамидки – башня «Наш день»

  • «Складушки»

  • «Сундучок сокровищ»

Актуальность продукта определяется тем, что в настоящее время данная методическая разработка является необходимым практическим инструментом педагога в оказании коррекционной помощи детям с ЗПР.

Алгоритм использования продукта включает четыре последовательных этапа, каждый из которых является усложнением предыдущего.

I этап — построение на ковролине линейного визуального расписания режима дня для детей с ЗПР в группе детского сада «Наш день».

Нам понадобятся:

  • ковролин, с прикрепленными на нем полосками липучек в двух горизонтальных линиях: нижней и верхней;
  • карточки, с изображенными на них картинками, в соответствии с основными событиями дня на липучке с обратной стороны;
  • сменные карточки в соответствии со сменой занятий, деятельности в течении недели, с липучками с обратной стороны;
  • контейнер с крышкой для хранения карточек.

Приемы работы:

  • Знакомство детей с картинками, на которых изображены события дня.

  • Игры на понимание детей, что изображено на картинках.

  • Постепенное выстраивание расписания на ковролине в течении дня. На ковролин каждый раз прикрепляется предстоящее событие.

  • Знакомство детей с расписанием дня и выстраивание на ковролине последовательность событий всего дня.

  • Знакомство детей с тем, что прошедшие события не повторятся и их надо перенести из расписания на нижнюю линейку ковролина.

  • Каждое утро воспитатель вместе с детьми обсуждает события предстоящего дня и составляет расписание на ковролине.

  • Воспитатель вместе с детьми контролирует прошедшие события и переносит их на нижнюю линейку.

II этап – включение в работу с детьми индивидуального практического пособия «Пирамидки «Наш день»».

Нам понадобятся:

  • пластмассовые пирамидки «Башня» по количеству детей, состоящие из 14 элементов; где на каждый элемент с помощью скотча приклеены карточки с изображенными на них картинками, в соответствии с основными событиями дня;
  • контейер для их хранения

Приемы работы:

  • Знакомство детей с последовательностью событий дня, изображенных на картинках, наклеенных на составных элементах пирамидки.

  • Собирание событий предстоящего дня в пирамидку из элементов. (С помощью педагога).

  • Формирование причинно – следственных связей, знакомство детей с тем, что события дня идут друг за другом. Предстоящие события не могут опережать последующие и наоборот, как элементы при сборке пирамидки должны выстроиться правильно.

  • Формирование представлений детей о том, что прошедшее событие, в течение дня не повторится и элемент с прошедшим событием убираем из пирамидки. Формируем причинно – следственную связь: ребенок понимает, что с каждым выполненным делом его день становиться короче, приближая его к встрече с родителями.

  • Утреннее обсуждение расписания событий дня. Педагог выстраивает расписание дня на ковролине «Наш день». Самостоятельный утренний подбор элементов пирамидки с событиями дня после обсуждения с воспитателем и составление событий дня в башню.

  • Самостоятельный контроль. Самостоятельное удаление элемента пирамидки прошедшего события.

III этап – включение в работу с детьми индивидуального визуального расписания «Складушки».

Нам понадобятся:

  • канцелярские зажимы для бумаги на каждого ребенка;
  • фотографии воспитанников;
  • ленты из войлока на каждого ребенка;
  • набор карточек, с изображенными на них картинками, в соответствии с основными событиями дня, с прикрепленными липучками, на каждого ребенка.

Приемы работы:

  • Знакомство детей с расписанием «Складушки»: обсуждение расположения в пространстве последовательности событий дня из картинок на ленте сверху вниз.

  • Знакомство детей с тем, как прошедшие события при помощи складывания ленты с картинками убираются из поля зрения ленты — расписания.

  • Утреннее обсуждение расписания на день. С помощью педагога: подбор картинок соответствующих каждому событию дня и выстраивание расписания из картинок на лентах сверху вниз.

  • С помощью педагога дети складывают прошедшие события.

  • После утреннего обсуждения с воспитателем самостоятельный подбор картинок с событиями дня на ленты.

  • Самостоятельный контроль прошедших событий. Самостоятельное удаление картинки с прошедшим событием с помощью складывания.

IV этап — включение в работу с детьми пособия «Сундучок сокровищ».

Нам понадобятся:

  • прототип пособия «Машина превращений» на каждого ребенка.

Для изготовления, понадобятся:

  • картонная коробка с крышкой;
  • горлышко от прозрачной пластиковой бутылочки;
  • крышка от коробки;
  • листы для ламинатора или прозрачные листы для информационных стендов;
  • клеевой пистолет;
  • ножницы;
  • самоклеющаяся пленка подходящей расцветки;
  • набор цветных шариков «кристаллов» для каждого ребенка;
  • фотографии детей;
  • контейнер с крышкой для хранения «кристаллов».

Приемы работы:

  • Утреннее обсуждение расписания «Наш день»

  • Выкладывание последовательности событий на ковролине.

  • Знакомство детей с тем, как использовать сундучок: за выполненное дело в соответствии с визуальным расписанием «Наш день», дети бросают в воронку прикрепленную на коробочке «кристалл». «Кристалл» падает в лоток, выходящий из коробочки, закрытый прозрачной крышкой. Дети имеют возможность видеть и пересчитывать свои сокровища.

  • В конце дня педагог проводит обсуждение, что наши дела это сокровища, которые накопил каждый ребенок в своем сундучке.

На родительском собрании или в индивидуальной беседе, познакомить родителей с Алгоритмом работы с Визуальным расписанием режима дня группы, рассказать родителям о педагогическом приеме «Сундучок сокровищ». Порекомендовать им, каждый вечер, забирая ребенка из детского сада, обсуждать с ним «накопленные сокровища» за день.

Дети с ЗПР в старшем дошкольном возрасте уже знакомы с понятием материальные ценности: сокровища, клады. Но главные богатства спрятаны в духовных ценностях и достижениях.

Таким образом:

  • главный эффект от использования продукта заключается в том, что смещается фокус с материальных ценностей на духовно – личностные.
  • в работе с продуктом возникает понимание, что время бесценно.
  • дети учатся правильно распоряжаться своим временем, испытывать чувство гордости и удовлетворения от количества выполненных дел, в течение пребывания в группе детского сада.

Обоснованные результаты эффективности продукта по сравнению с аналогичными, традиционно используемыми в образовательном процессе.

Проанализировав методику использования Визуального расписания и характеристики детей в двух нозологических группах (ЗПР и аутизм), авторский коллектив разработал свою методику использования Визуального расписания, заменив стандартную линейную серию картинок-событий, индивидуальными пособиями (пирамидки, складушки, сундучок сокровищ) — продуктом, который направлен, на снижение уровня тревожности, на помощь в преодолении трудностей в развитии у детей с ЗПР и регуляции ими своего поведения.

Особенности работы с визуальным расписанием.

Нормотипичные дети

Дети с аутизмом

Дети с ЗПР

  • Визуальное расписание используется, как прием по ознакомлению детей с распорядком дня.
  • Ознакомление с расписанием не требует специальной методики.
  • Как правило визуальное расписание активно используется в начале года, когда проходит период адаптации.
  • К середине учебного года дети хорошо понимают распорядок дня и необходимость в визуальном расписании снижается.
  • Визуальное расписание для детей с аутизмом в большей степени используется, как средство визуальной поддержки и альтернативной коммуникации.
  • Визуальное расписание для аутиста на начальных этапах представляет собой конкретные фотографии (его раковина, его мыло, его рубашка и тд.).
  • На втором этапе, как усложнение, вводятся карточки, на которых, как правило, изображены предметы и действия. Под каждым изображением есть подпись.
  • Ребенку нужен индивидуальный планшет, на котором ему педагог или родители будут выстраивать расписание или он сам себе будет составлять расписание с помощью.
  • Расписание, как правило, детальное: это может быть расписание прогулки, деятельности на занятии, игры, мытья рук и тд.
  • Продолжительное закрепление одного этапа.
  • Трудности в переходе от одного этапа к другому.
  • Визуальное расписание, как правило, не является средством альтернативной коммуникации. Оно помогает ребенку спокойно провести день в детском саду, понять значимость времени, наглядно увидеть предстоящие события дня, самостоятельно или с помощью спланировать свой день в детском саду.
  • Не требуется фотографий и детализации.
  • Дети достаточно хорошо понимают смысл изображенных на картинках предметов и действий, поэтому сразу вводятся картинки для составления визуального расписания.
  • Ребенку не требуется планшет. Он понимает, как выстраивается последовательность событий на общем расписании.
  • Как правило, не требуется детального расписания деятельности. Для детей, которые недостаточно владеют некоторыми навыками, в помещениях группы могут находиться алгоритмы действий в качестве подсказок.

Эффективность продукта

Использование в работе Визуального расписания режима дня для детей с ЗПР в группе детского сада, эффективно для детей с разных точек зрения:

  • с педагогической

    • дети понимают логику времени: смену событий;
    • понимают, что некоторые события уже совершены, другие еще не наступили, а третьи в процессе;
    • понимают ценность времени;
    • устанавливают причинно – следственные связи;
    • развиваются интеллектуальные качества, инициативность, нравственность, самостоятельность;
    • формируются предпосылки учебной деятельности.
  • с психологической

    • снижается уровень тревожности
    • дети легче ориентируются в смене деятельности в течение дня;
    • легче адаптируются в коллективе детей группы;
    • повышается мотивация к познавательной деятельности;
    • чувствуют себя уверенней;
    • исчезает нежелательное поведение и проявления негативизма;
    • повышается самоконтроль, ответственность;
    • возрастает критичность.
  • с физической

    • у детей развиваются точные, мелкие движения пальцев рук;
    • активизируется зрительный и осязательный (тактильный) и слуховой анализаторы;
    • улучшается координация движений рук.

Для педагогов:

  • качественный, практический инструмент для оказании коррекционной помощи детям с ЗПР
  • повышается значимость педагогов в сообществе родителей
  • повышаются педагогические компетенции

Для родителей:

  • снижается тревожность;
  • появляется доверие к педагогам;
  • появляется понимание родителями значимости и ценности дел, выполненных ребенком в течении дня;
  • появляется качественный повод для речевого общения со своим ребенком по дороге домой из детского сада.

Время растяжимо.
Оно зависит от того,
какого рода содержимым
вы наполняете его.

Самуил Маршак

Политика обработки персональных данных