Файл для скачивания — Визуальное расписание режима дня
Файл для скачивания — картинки для Визуального расписания режима дня
Описание продукта
«Визуальное расписание режима дня
для детей с задержкой психического развития в группе детского сада».
Авторский коллектив Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №49 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга:
- Ермолова Лариса Валентиновна, заведующий
- Францевич Ольга Михайловна, старший воспитатель
- Маевская Елена Игоревна, учитель-дефектолог
- Гарайс Евгения Валерьевна, воспитатель
Форма инновационного продукта — Методические материалы, рекомендации.
Тематика инновационного продукта — Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Номинация — Дошкольная образовательная деятельность.
Цель внедрения продукта в деятельность ОУ — получение качественного дошкольного образования детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР, путем организации комфортного пребывания в детском саду; (снижении уровня тревожности детей), в способствовании понимания последовательности дел в течении дня, ценности времени, его протяженности и его хода, в регуляции своего поведения, для более спокойного и продуктивного пребывания в группе.
Инновационным продуктом являются методические рекомендации разработки алгоритма использования визуального расписания режима дня,включающего в себя комплекс пособий:
-
Визуальное расписание на ковролине «Наш день»
-
Пирамидки – башня «Наш день»
-
«Складушки»
-
«Сундучок сокровищ»
Актуальность продукта определяется тем, что в настоящее время данная методическая разработка является необходимым практическим инструментом педагога в оказании коррекционной помощи детям с ЗПР.
Алгоритм использования продукта включает четыре последовательных этапа, каждый из которых является усложнением предыдущего.
I этап — построение на ковролине линейного визуального расписания режима дня для детей с ЗПР в группе детского сада «Наш день».
Нам понадобятся:
- ковролин, с прикрепленными на нем полосками липучек в двух горизонтальных линиях: нижней и верхней;
- карточки, с изображенными на них картинками, в соответствии с основными событиями дня на липучке с обратной стороны;
- сменные карточки в соответствии со сменой занятий, деятельности в течении недели, с липучками с обратной стороны;
- контейнер с крышкой для хранения карточек.
Приемы работы:
-
Знакомство детей с картинками, на которых изображены события дня.
-
Игры на понимание детей, что изображено на картинках.
-
Постепенное выстраивание расписания на ковролине в течении дня. На ковролин каждый раз прикрепляется предстоящее событие.
-
Знакомство детей с расписанием дня и выстраивание на ковролине последовательность событий всего дня.
-
Знакомство детей с тем, что прошедшие события не повторятся и их надо перенести из расписания на нижнюю линейку ковролина.
-
Каждое утро воспитатель вместе с детьми обсуждает события предстоящего дня и составляет расписание на ковролине.
-
Воспитатель вместе с детьми контролирует прошедшие события и переносит их на нижнюю линейку.
II этап – включение в работу с детьми индивидуального практического пособия «Пирамидки «Наш день»».
Нам понадобятся:
- пластмассовые пирамидки «Башня» по количеству детей, состоящие из 14 элементов; где на каждый элемент с помощью скотча приклеены карточки с изображенными на них картинками, в соответствии с основными событиями дня;
- контейер для их хранения
Приемы работы:
-
Знакомство детей с последовательностью событий дня, изображенных на картинках, наклеенных на составных элементах пирамидки.
-
Собирание событий предстоящего дня в пирамидку из элементов. (С помощью педагога).
-
Формирование причинно – следственных связей, знакомство детей с тем, что события дня идут друг за другом. Предстоящие события не могут опережать последующие и наоборот, как элементы при сборке пирамидки должны выстроиться правильно.
-
Формирование представлений детей о том, что прошедшее событие, в течение дня не повторится и элемент с прошедшим событием убираем из пирамидки. Формируем причинно – следственную связь: ребенок понимает, что с каждым выполненным делом его день становиться короче, приближая его к встрече с родителями.
-
Утреннее обсуждение расписания событий дня. Педагог выстраивает расписание дня на ковролине «Наш день». Самостоятельный утренний подбор элементов пирамидки с событиями дня после обсуждения с воспитателем и составление событий дня в башню.
-
Самостоятельный контроль. Самостоятельное удаление элемента пирамидки прошедшего события.
III этап – включение в работу с детьми индивидуального визуального расписания «Складушки».
Нам понадобятся:
- канцелярские зажимы для бумаги на каждого ребенка;
- фотографии воспитанников;
- ленты из войлока на каждого ребенка;
- набор карточек, с изображенными на них картинками, в соответствии с основными событиями дня, с прикрепленными липучками, на каждого ребенка.
Приемы работы:
-
Знакомство детей с расписанием «Складушки»: обсуждение расположения в пространстве последовательности событий дня из картинок на ленте сверху вниз.
-
Знакомство детей с тем, как прошедшие события при помощи складывания ленты с картинками убираются из поля зрения ленты — расписания.
-
Утреннее обсуждение расписания на день. С помощью педагога: подбор картинок соответствующих каждому событию дня и выстраивание расписания из картинок на лентах сверху вниз.
-
С помощью педагога дети складывают прошедшие события.
-
После утреннего обсуждения с воспитателем самостоятельный подбор картинок с событиями дня на ленты.
-
Самостоятельный контроль прошедших событий. Самостоятельное удаление картинки с прошедшим событием с помощью складывания.
IV этап — включение в работу с детьми пособия «Сундучок сокровищ».
Нам понадобятся:
- прототип пособия «Машина превращений» на каждого ребенка.
Для изготовления, понадобятся:
- картонная коробка с крышкой;
- горлышко от прозрачной пластиковой бутылочки;
- крышка от коробки;
- листы для ламинатора или прозрачные листы для информационных стендов;
- клеевой пистолет;
- ножницы;
- самоклеющаяся пленка подходящей расцветки;
- набор цветных шариков «кристаллов» для каждого ребенка;
- фотографии детей;
- контейнер с крышкой для хранения «кристаллов».
Приемы работы:
-
Утреннее обсуждение расписания «Наш день»
-
Выкладывание последовательности событий на ковролине.
-
Знакомство детей с тем, как использовать сундучок: за выполненное дело в соответствии с визуальным расписанием «Наш день», дети бросают в воронку прикрепленную на коробочке «кристалл». «Кристалл» падает в лоток, выходящий из коробочки, закрытый прозрачной крышкой. Дети имеют возможность видеть и пересчитывать свои сокровища.
-
В конце дня педагог проводит обсуждение, что наши дела это сокровища, которые накопил каждый ребенок в своем сундучке.
На родительском собрании или в индивидуальной беседе, познакомить родителей с Алгоритмом работы с Визуальным расписанием режима дня группы, рассказать родителям о педагогическом приеме «Сундучок сокровищ». Порекомендовать им, каждый вечер, забирая ребенка из детского сада, обсуждать с ним «накопленные сокровища» за день.
Дети с ЗПР в старшем дошкольном возрасте уже знакомы с понятием материальные ценности: сокровища, клады. Но главные богатства спрятаны в духовных ценностях и достижениях.
Таким образом:
- главный эффект от использования продукта заключается в том, что смещается фокус с материальных ценностей на духовно – личностные.
- в работе с продуктом возникает понимание, что время бесценно.
- дети учатся правильно распоряжаться своим временем, испытывать чувство гордости и удовлетворения от количества выполненных дел, в течение пребывания в группе детского сада.
Обоснованные результаты эффективности продукта по сравнению с аналогичными, традиционно используемыми в образовательном процессе.
Проанализировав методику использования Визуального расписания и характеристики детей в двух нозологических группах (ЗПР и аутизм), авторский коллектив разработал свою методику использования Визуального расписания, заменив стандартную линейную серию картинок-событий, индивидуальными пособиями (пирамидки, складушки, сундучок сокровищ) — продуктом, который направлен, на снижение уровня тревожности, на помощь в преодолении трудностей в развитии у детей с ЗПР и регуляции ими своего поведения.
Особенности работы с визуальным расписанием.
Нормотипичные дети |
Дети с аутизмом |
Дети с ЗПР |
|
|
|
Эффективность продукта
Использование в работе Визуального расписания режима дня для детей с ЗПР в группе детского сада, эффективно для детей с разных точек зрения:
-
с педагогической
- дети понимают логику времени: смену событий;
- понимают, что некоторые события уже совершены, другие еще не наступили, а третьи в процессе;
- понимают ценность времени;
- устанавливают причинно – следственные связи;
- развиваются интеллектуальные качества, инициативность, нравственность, самостоятельность;
- формируются предпосылки учебной деятельности.
-
с психологической
- снижается уровень тревожности
- дети легче ориентируются в смене деятельности в течение дня;
- легче адаптируются в коллективе детей группы;
- повышается мотивация к познавательной деятельности;
- чувствуют себя уверенней;
- исчезает нежелательное поведение и проявления негативизма;
- повышается самоконтроль, ответственность;
- возрастает критичность.
-
с физической
- у детей развиваются точные, мелкие движения пальцев рук;
- активизируется зрительный и осязательный (тактильный) и слуховой анализаторы;
- улучшается координация движений рук.
Для педагогов:
- качественный, практический инструмент для оказании коррекционной помощи детям с ЗПР
- повышается значимость педагогов в сообществе родителей
- повышаются педагогические компетенции
Для родителей:
- снижается тревожность;
- появляется доверие к педагогам;
- появляется понимание родителями значимости и ценности дел, выполненных ребенком в течении дня;
- появляется качественный повод для речевого общения со своим ребенком по дороге домой из детского сада.
Время растяжимо.
Оно зависит от того,
какого рода содержимым
вы наполняете его.Самуил Маршак