Польза ручного труда в развитии детей с задержкой психического развития.
|
Маевская Елена Игоревна Учитель-дефектолог |
Уважаемые взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки!
Тема нашего разговора на первый взгляд очень проста и незначительна, но это только на первый взгляд. Побеседуем о пользе ручного труда в развитии детей с задержкой психического развития.
Мне уже слышится ваш вопрос: «Какой ручной труд?» Ведь нашим детям необходимы занятия, развивающие интеллект. Но так ли это? Вы когда-нибудь задумывались почему мы не даем нашим детям ножницы, бумагу, клей, пластилин, иголки, нитки, цветной песок, выжигательный аппарат и многое другое? Мы, взрослые боимся, что не уследим за ребенком, он может пораниться, измазаться, что-нибудь проглотить, ведь в это время нас, как правило, не бывает рядом, мы заняты своими делами. Боимся, что будем нервничать и раздражаться, если у ребенка в пятый, в десятый раз не будет получаться. Не хотим лишней уборки, стирки, не хотим тратить свое драгоценное время.
Я постараюсь доказать вам, что занятия ручным трудом просто необходимы для успешного развития и положительного эмоционального состояния наших детей.
Итак:
- Ученые физиологи выявили органическую связь между пальцами рук и центрами головного мозга. Поэтому работа рук повышает стимулирует деятельность мозга.
- Уже давно доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук тесно связано с уровнем развития речи. Наблюдается определенная закономерность: если сформированность тонких движений пальцев рук соответствует возрастной норме то и речевое развитие будет находится в пределах нормы, а если развитие пальцев недостаточное, то и в речевом развитии может наблюдаться задержка.
- Существует взаимосвязь между развитием рук и развитием интеллекта. Тонкая работа пальцев рук, во время занятий ручным трудом заставляет ребенка думать, способствует совершенствованию головного мозга.
- Изготовление поделки любой сложности учит ребенка умению анализировать задание, выделять главные и второстепенные детали сравнивать элементы, части, заготовки.
- На занятиях ручного труда ребенок научится планировать свою деятельность, потому что последовательность в работе способствует обучению планирования.
- Будет развиваться зрительная и слуховая память, ведь ребенку
придется запоминать ряд инструкций, последовательность определенных операций, очередность использования инструментов и многое другое.
- Внимание ребенка станет более устойчивым и концентрированным, появится усидчивость и сосредоточенность.
- Во время выполнения заданий ребенку предлагается найти свой способ его выполнения, а так же его оформление – это значит, что все активнее будет развиваться воображение .
- От занятия к занятию будет улучшаться глазомер, точность и координация движений.
Какой же вывод мы сделаем из всего выше сказанного?
Клейте и вырезайте, шейте и вышивайте, лепите и складывайте, выжигайте вместе с вашими детьми. Не упустите возможность достаточно легко и непроизвольно способствовать развитию речи, мышления, памяти, внимания, воображения детей в увлекательных занятиях ручным трудом.
Желаю успеха.