Обновлено: 09.01.2025

Сенсорная интеграция впервые описана нейропсихологом Джин Айрес в 1970-е годы, США. Под сенсорной интеграцией Д. Айрес понимает процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную.

Цель метода сенсорной интеграции — научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность). Причины нарушений сенсорной обработки информации до сих пор не определены, хотя в различных исследованиях упоминаются такие причины как: генетика, воздействие окружающей среды и пренатальные факторы, такие как стресс или алкоголь.

Игры для развития гравитационного восприятия (вестибулярной системы)

Основная цель данных игр – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, положение тела в пространстве:

— Игры на качелях различной модификации, раскачивающихся игрушках, на которых можно качаться в различных положениях (лежа, сидя, спиной), доски-качалки.

— Игры и упражнения на досках-балансирах (например: сесть на доску по-турецки и покачаться, сохраняя равновесие; стоя на доске имитировать плавательные движения (двумя руками, только правой, только левой, поочередно); стоя на доске подкидывать мешочек с крупой и следить за ним глазами; попасть в мишень теннисным мячом двумя руками и поймать мяч двумя руками; попасть мячом во все квадраты на напольной мишени).

— Ходьба по дорожкам из веревок, «кочек» (необходимо пройти, сохраняя равновесие), упражнения на фитболах.

— Игры с туннелями и палатками. Используем туннели для развития крупной и билатеральной моторики. Даже просто ползая через туннель, ребенок развивает координацию.

Игры для развития тактильного восприятия

— Игры с «Сенсорными коробками», контейнерами с различными наполнителями (песком, крупами, ракушками, камешками, а также бусинами, тканями, лентами, нитками и т.д.).

— Игры с сыпучими и пластичными массами (песок, галька, бобовые, крупы, пластилин, тесто, глина, пена и т.п.).

— Игры с тактильными дорожками. Выкладываем на полу дорожку из различных материалов, это могут быть плотные коврики, ортопедические резиновые коврики, куски картона, линолеума и т.д. Просим ребенка пройти по дорожке босиком или проползти на четвереньках. Можно выкладывать различные маршруты (изогнутые, круговые и т.д.), менять способ прохождения маршрута (вприпрыжку, на коленях и т.д.).

— «Рисунки на теле». Предложить ребенку закрыть глаза. С помощью ластика на конце карандаша начертите на тыльной стороне ладони, спине какую-либо фигуру (линию, круг, крест, квадрат). Попросите его назвать эту фигуру. Если ребенок знает печатные буквы или цифры, используйте их вместо геометрических фигур.

— Игры с красками: рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга.

— Игры с мелкой и крупной мозаикой, конструктором, мозаикой, шнуровкой.

Игры для развития зрительного восприятия

— Игра «Спрятанные изображения». Предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

— Игра «Парные изображения». Предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.

— Игра «Незаконченные изображения». Предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать, либо дорисовать недостающие детали.

— Игра «Разрезные изображения». Предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

Игры для развития слухового восприятия

— Игры с музыкальными инструментами, звучащими игрушкам. «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит». Детям раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ребенок, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.

— Игра «Тихо и громко». Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами.

— Игра «Шумящие коробочки». Понадобятся небольшие емкости, коробочки (можно использовать киндер сюрпризы), которые заполнены различными материалами (крупой, песком, камушками, монетками и пр.). Игра заключается в поиске аналогично звучащей коробочки, нахождении коробочки с тихим или громким шумом.

Игры для развития вкусового и обонятельного восприятия

— Игра «Угадай по запаху». Взять несколько хлопковых мешочков или баночек, положить в них ароматные продукты (чеснок, хвою, цедру мандарина, лимона, корицу, цветок, конфету, яблоко и т.п.).

— Ароматерапия. Отличное средство сенсорной стимуляции. Можно использовать цветы и другие душистые растения; мешочки с ароматными травами и специями (например, чеснок или палочки корицы).

— Игра «Узнай предмет на вкус». Ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (яблока, огурца, лимона) и отгадывает предмет, показывая на карточке или называя его. Используем натуральные овощи, фрукты, ягоды, продукты питания.

Политика обработки персональных данных