Обновлено: 01.09.2022

Файл для скачивания — Визуальное расписание режима дня
Файл для скачивания — картинки для Визуального расписания режима дня

 

Описание продукта

«Визуальное расписание режима дня
для детей с задержкой психического развития в группе детского сада».

Авторский коллектив Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №49 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга:

  • Ермолова Лариса Валентиновна, заведующий
  • Францевич Ольга Михайловна, старший воспитатель
  • Маевская Елена Игоревна, учитель-дефектолог
  • Гарайс Евгения Валерьевна, воспитатель

Форма инновационного продукта — Методические материалы, рекомендации.

Тематика инновационного продукта — Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Номинация — Дошкольная образовательная деятельность.

Цель внедрения продукта в деятельность ОУ — получение качественного дошкольного образования детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР, путем организации комфортного пребывания в детском саду; (снижении уровня тревожности детей), в способствовании понимания последовательности дел в течении дня, ценности времени, его протяженности и его хода, в регуляции своего поведения, для более спокойного и продуктивного пребывания в группе.

Инновационным продуктом являются методические рекомендации разработки алгоритма использования визуального расписания режима дня,включающего в себя комплекс пособий:

  • Визуальное расписание на ковролине «Наш день»

  • Пирамидки – башня «Наш день»

  • «Складушки»

  • «Сундучок сокровищ»

Актуальность продукта определяется тем, что в настоящее время данная методическая разработка является необходимым практическим инструментом педагога в оказании коррекционной помощи детям с ЗПР.

Алгоритм использования продукта включает четыре последовательных этапа, каждый из которых является усложнением предыдущего.

I этап — построение на ковролине линейного визуального расписания режима дня для детей с ЗПР в группе детского сада «Наш день».

Нам понадобятся:

  • ковролин, с прикрепленными на нем полосками липучек в двух горизонтальных линиях: нижней и верхней;
  • карточки, с изображенными на них картинками, в соответствии с основными событиями дня на липучке с обратной стороны;
  • сменные карточки в соответствии со сменой занятий, деятельности в течении недели, с липучками с обратной стороны;
  • контейнер с крышкой для хранения карточек.

Приемы работы:

  • Знакомство детей с картинками, на которых изображены события дня.

  • Игры на понимание детей, что изображено на картинках.

  • Постепенное выстраивание расписания на ковролине в течении дня. На ковролин каждый раз прикрепляется предстоящее событие.

  • Знакомство детей с расписанием дня и выстраивание на ковролине последовательность событий всего дня.

  • Знакомство детей с тем, что прошедшие события не повторятся и их надо перенести из расписания на нижнюю линейку ковролина.

  • Каждое утро воспитатель вместе с детьми обсуждает события предстоящего дня и составляет расписание на ковролине.

  • Воспитатель вместе с детьми контролирует прошедшие события и переносит их на нижнюю линейку.

II этап – включение в работу с детьми индивидуального практического пособия «Пирамидки «Наш день»».

Нам понадобятся:

  • пластмассовые пирамидки «Башня» по количеству детей, состоящие из 14 элементов; где на каждый элемент с помощью скотча приклеены карточки с изображенными на них картинками, в соответствии с основными событиями дня;
  • контейер для их хранения

Приемы работы:

  • Знакомство детей с последовательностью событий дня, изображенных на картинках, наклеенных на составных элементах пирамидки.

  • Собирание событий предстоящего дня в пирамидку из элементов. (С помощью педагога).

  • Формирование причинно – следственных связей, знакомство детей с тем, что события дня идут друг за другом. Предстоящие события не могут опережать последующие и наоборот, как элементы при сборке пирамидки должны выстроиться правильно.

  • Формирование представлений детей о том, что прошедшее событие, в течение дня не повторится и элемент с прошедшим событием убираем из пирамидки. Формируем причинно – следственную связь: ребенок понимает, что с каждым выполненным делом его день становиться короче, приближая его к встрече с родителями.

  • Утреннее обсуждение расписания событий дня. Педагог выстраивает расписание дня на ковролине «Наш день». Самостоятельный утренний подбор элементов пирамидки с событиями дня после обсуждения с воспитателем и составление событий дня в башню.

  • Самостоятельный контроль. Самостоятельное удаление элемента пирамидки прошедшего события.

III этап – включение в работу с детьми индивидуального визуального расписания «Складушки».

Нам понадобятся:

  • канцелярские зажимы для бумаги на каждого ребенка;
  • фотографии воспитанников;
  • ленты из войлока на каждого ребенка;
  • набор карточек, с изображенными на них картинками, в соответствии с основными событиями дня, с прикрепленными липучками, на каждого ребенка.

Приемы работы:

  • Знакомство детей с расписанием «Складушки»: обсуждение расположения в пространстве последовательности событий дня из картинок на ленте сверху вниз.

  • Знакомство детей с тем, как прошедшие события при помощи складывания ленты с картинками убираются из поля зрения ленты — расписания.

  • Утреннее обсуждение расписания на день. С помощью педагога: подбор картинок соответствующих каждому событию дня и выстраивание расписания из картинок на лентах сверху вниз.

  • С помощью педагога дети складывают прошедшие события.

  • После утреннего обсуждения с воспитателем самостоятельный подбор картинок с событиями дня на ленты.

  • Самостоятельный контроль прошедших событий. Самостоятельное удаление картинки с прошедшим событием с помощью складывания.

IV этап — включение в работу с детьми пособия «Сундучок сокровищ».

Нам понадобятся:

  • прототип пособия «Машина превращений» на каждого ребенка.

Для изготовления, понадобятся:

  • картонная коробка с крышкой;
  • горлышко от прозрачной пластиковой бутылочки;
  • крышка от коробки;
  • листы для ламинатора или прозрачные листы для информационных стендов;
  • клеевой пистолет;
  • ножницы;
  • самоклеющаяся пленка подходящей расцветки;
  • набор цветных шариков «кристаллов» для каждого ребенка;
  • фотографии детей;
  • контейнер с крышкой для хранения «кристаллов».

Приемы работы:

  • Утреннее обсуждение расписания «Наш день»

  • Выкладывание последовательности событий на ковролине.

  • Знакомство детей с тем, как использовать сундучок: за выполненное дело в соответствии с визуальным расписанием «Наш день», дети бросают в воронку прикрепленную на коробочке «кристалл». «Кристалл» падает в лоток, выходящий из коробочки, закрытый прозрачной крышкой. Дети имеют возможность видеть и пересчитывать свои сокровища.

  • В конце дня педагог проводит обсуждение, что наши дела это сокровища, которые накопил каждый ребенок в своем сундучке.

На родительском собрании или в индивидуальной беседе, познакомить родителей с Алгоритмом работы с Визуальным расписанием режима дня группы, рассказать родителям о педагогическом приеме «Сундучок сокровищ». Порекомендовать им, каждый вечер, забирая ребенка из детского сада, обсуждать с ним «накопленные сокровища» за день.

Дети с ЗПР в старшем дошкольном возрасте уже знакомы с понятием материальные ценности: сокровища, клады. Но главные богатства спрятаны в духовных ценностях и достижениях.

Таким образом:

  • главный эффект от использования продукта заключается в том, что смещается фокус с материальных ценностей на духовно – личностные.
  • в работе с продуктом возникает понимание, что время бесценно.
  • дети учатся правильно распоряжаться своим временем, испытывать чувство гордости и удовлетворения от количества выполненных дел, в течение пребывания в группе детского сада.

Обоснованные результаты эффективности продукта по сравнению с аналогичными, традиционно используемыми в образовательном процессе.

Проанализировав методику использования Визуального расписания и характеристики детей в двух нозологических группах (ЗПР и аутизм), авторский коллектив разработал свою методику использования Визуального расписания, заменив стандартную линейную серию картинок-событий, индивидуальными пособиями (пирамидки, складушки, сундучок сокровищ) — продуктом, который направлен, на снижение уровня тревожности, на помощь в преодолении трудностей в развитии у детей с ЗПР и регуляции ими своего поведения.

Особенности работы с визуальным расписанием.

Нормотипичные дети

Дети с аутизмом

Дети с ЗПР

  • Визуальное расписание используется, как прием по ознакомлению детей с распорядком дня.
  • Ознакомление с расписанием не требует специальной методики.
  • Как правило визуальное расписание активно используется в начале года, когда проходит период адаптации.
  • К середине учебного года дети хорошо понимают распорядок дня и необходимость в визуальном расписании снижается.
  • Визуальное расписание для детей с аутизмом в большей степени используется, как средство визуальной поддержки и альтернативной коммуникации.
  • Визуальное расписание для аутиста на начальных этапах представляет собой конкретные фотографии (его раковина, его мыло, его рубашка и тд.).
  • На втором этапе, как усложнение, вводятся карточки, на которых, как правило, изображены предметы и действия. Под каждым изображением есть подпись.
  • Ребенку нужен индивидуальный планшет, на котором ему педагог или родители будут выстраивать расписание или он сам себе будет составлять расписание с помощью.
  • Расписание, как правило, детальное: это может быть расписание прогулки, деятельности на занятии, игры, мытья рук и тд.
  • Продолжительное закрепление одного этапа.
  • Трудности в переходе от одного этапа к другому.
  • Визуальное расписание, как правило, не является средством альтернативной коммуникации. Оно помогает ребенку спокойно провести день в детском саду, понять значимость времени, наглядно увидеть предстоящие события дня, самостоятельно или с помощью спланировать свой день в детском саду.
  • Не требуется фотографий и детализации.
  • Дети достаточно хорошо понимают смысл изображенных на картинках предметов и действий, поэтому сразу вводятся картинки для составления визуального расписания.
  • Ребенку не требуется планшет. Он понимает, как выстраивается последовательность событий на общем расписании.
  • Как правило, не требуется детального расписания деятельности. Для детей, которые недостаточно владеют некоторыми навыками, в помещениях группы могут находиться алгоритмы действий в качестве подсказок.

Эффективность продукта

Использование в работе Визуального расписания режима дня для детей с ЗПР в группе детского сада, эффективно для детей с разных точек зрения:

  • с педагогической

    • дети понимают логику времени: смену событий;
    • понимают, что некоторые события уже совершены, другие еще не наступили, а третьи в процессе;
    • понимают ценность времени;
    • устанавливают причинно – следственные связи;
    • развиваются интеллектуальные качества, инициативность, нравственность, самостоятельность;
    • формируются предпосылки учебной деятельности.
  • с психологической

    • снижается уровень тревожности
    • дети легче ориентируются в смене деятельности в течение дня;
    • легче адаптируются в коллективе детей группы;
    • повышается мотивация к познавательной деятельности;
    • чувствуют себя уверенней;
    • исчезает нежелательное поведение и проявления негативизма;
    • повышается самоконтроль, ответственность;
    • возрастает критичность.
  • с физической

    • у детей развиваются точные, мелкие движения пальцев рук;
    • активизируется зрительный и осязательный (тактильный) и слуховой анализаторы;
    • улучшается координация движений рук.

Для педагогов:

  • качественный, практический инструмент для оказании коррекционной помощи детям с ЗПР
  • повышается значимость педагогов в сообществе родителей
  • повышаются педагогические компетенции

Для родителей:

  • снижается тревожность;
  • появляется доверие к педагогам;
  • появляется понимание родителями значимости и ценности дел, выполненных ребенком в течении дня;
  • появляется качественный повод для речевого общения со своим ребенком по дороге домой из детского сада.

Время растяжимо.
Оно зависит от того,
какого рода содержимым
вы наполняете его.

Самуил Маршак