Что необходимо знать ребенку к 1 классу
![]() |
Алексеева Ирина Евгеньевна Воспитатель
|
- Я и общество
Дети должны знать:
- название нашей страны и ее столицы;
- название родного города, свой адрес;
- уметь рассказать о своей семье.
- Предметный мир
Дети должны уметь:
- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
- называть материалы, из которых они изготовлены;
- понимать значение обобщающих слов (мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты, транспорт, времена года, дни недели и т.д.).
- Животный мир
Дети должны иметь представление:
- о домашних и диких животных;
- о перелетных и зимующих птицах;
- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
- Развитие речи
Ребенок, поступающий в школу должен:
- правильно произносить все звуки;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);
- делить слова на слоги;
- составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении;
- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- подбирать синонимы, антонимы;
- использовать разные способы образования слов;
- пересказывать знакомые сказки и рассказы;
- составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
- Математика
Дети должны знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
- состав чисел из двух меньших.
Дети должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- устанавливать какое число больше (меньше) другого;
- уравнивать неравное число предметов двумя способами(добавить, убрать);
- сравнивать предметы разные по величине (длине, широте, высоте);
- выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
- сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
- измерять длину предметов с помощью условной мерки;
- различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
- уметь ориентироваться на листе бумаги;
- различать и называть части суток, их последовательность;
- понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра;
- знать дни недели, их последовательность;
- уметь называть месяцы года.
6. Рисование
Дети должны:
- правильно сидеть при рисовании;
- уметь держать карандаш, кисти и пользоваться ими;
- использовать гуашь, акварель;
- уметь наносить легкий контур карандашом;
- правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, соотношение по величине; цвета и их оттенки;
- уметь располагать изображение на листе бумаги;
- рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки);
- изображать сюжетные рисунки: картины природы, сюжеты из сказок и т.д.
7. Физическое развитие
К обучению в школе ребенок умеет:
- выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метанья, лазанья;
- прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты до 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку;
- перебрасывать набивные мячи;
- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м;
- ходить на лыжах переменным и скользящим шагом;
- плавать 15 м.
Для проверки определения круга знаний и представлений можно использовать «Ориентировочный тест школьной зрелости».
Материал: лист бумаги, на котором вы будете фиксировать баллы, набираемые ребенком за ответы на вопросы.
Инструкция для взрослого:
Вы задаете вопрос, ребенок отвечает. Время ответа не ограничено. Дайте ребенку возможность подумать. Если он дал неверный ответ, но был близок к правильному, предложите ему подумать еще.
Инструкция для ребенка:
Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты постарайся на них ответить. Не спеши при ответе на вопросы и хорошенько думай.
Вопросы:
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь мужчиной или женщиной?
- У тебя есть сестра, брат? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через 2 года?
- Сейчас утро или вечер? (День или утро?)
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес?
- Кем работает твой папа, мама?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужны звонок, парта?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Зачем нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких ты знаешь птиц?
- Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап у собаки или петуха?
- Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка результатов:
- За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных).
- За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает 0,5 балла.
- Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:»Мама работает инженером. У собаки больше лап, чем у петуха». Неверными считаются ответы типа: «Мама работает на работе. Папа Коля».
- К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22. Они оцениваются:
В.5: 1 балл – ребенок правильно называет сколько ему лет;
3 балла – ребенок называет года с учетом даты и названия месяца.
В.8: 2 балла – за полный домашний адрес с названием города;
1 балл – неполный адрес.
В.15: За каждое правильно указанное применение школьной атрибутики 1 балл.
В.22: 2 балла – за правильный ответ.
- Вопрос 16 оценивается совместно с вопросом 15. Если за ответ на вопрос ребенок получил 2 балла и дал положительный ответ на вопрос 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе.
Высокий уровень – 24- 29 баллов
Средний уровень – 20-23 балла
Низкий уровень — ниже 20 баллов.