Последнее обновление: 02.05.2022

Формирование зрительного восприятия графического образа буквы  у детей дошкольного возраста

       Елена  Петровна Осипова
       Учитель-логопед

 

   Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения.

  В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы,

по-разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. В дальнейшем это может привести к нарушению чтения и письма..

  Только зная буквы, ребенок сможет понять, что такое слоги, слова, предложение. Чем лучше он выучит алфавит, тем быстрее научиться читать.

 Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, используются разнообразные игровые упражнения.

 

Приемы запоминания графического образа букв.

1) Упр. «Поймай букву».

Оборудование: карточки с текстами из газет.

Ход игры: Детям раздаются карточки. Им  предлагается просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную педагогом. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

2-й вариант: игра усложняется. Педагог просит «поймать» две буквы. Одну букву дети обводят в кружок, а другую подчеркивают.

2) Упр. «Буквы-подружки».

Оборудование: на доске написаны два столбика букв. Во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Ход игры: Педагог предлагает найти каждой букве из первого столбика букву-подружку (такую же) во втором столбике и соединить их дорожкой.

3)Упр. «Напиши в воздухе»

Ход игры: Педагог предлагает вызванному ребенку представить, что у него в руке маркер и что он пишет на доске какую-либо букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

4)Упр. «Напиши букву, с которой начинается название предмета.»

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Педагог показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове (можно второй, третий, последний) и записывают соответствующую букву.

5)Упр. «Угадай букву».

Ход игры: Выбирается водящий. Он закрывает глаза и протягивает ладонь. Дети по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы на его ладони. Тот, чью букву не отгадали – становится водящим.

6)Упр. «Полубуковка».

Оборудование: ширма, карточки с буквами.

Ход игры: Педагог прячет карточку с буквой за ширму. Потом выдвигает ее из-за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.

7)Упр. «Выбирай правильно».

Ход игры: На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них в зеркальном отображении. Один ребенок стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.

8)Упр. «Как из одной буквы сделать другую»

Ход игры: На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую-нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске и дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделаю букву П, из Г-Т, из Р-В, из Б-В, С-О, Ф-В и т.д.

9)Упр. «Буква заблудилась».

Оборудование: карточки изученных букв.

Ход игры: На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети определяют, какая буква заблудилась.

10)Упр. «Терем-теремок».

Оборудование: картонный домик с открывающейся дверью. На тыльной стороне домика приклеена полоска бумаги (карман), куда можно вставить карточку с буквой.

Ход игры: Педагог показывает детям теремок (дверь закрыта), открывает дверь, в проеме которой показывается буква, например, М.

Педагог спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?»

Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующей буквы. Мышь, Медведь, Муравей, Муха и др.

11) Разложи буквы на части.

Буква

Часть буквы

Часть буквы

Часть буквы

Часть буквы

И

I

I

/

 

П

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

Ш

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

К

 

 

 

 

М

 

 

 

 

12)Упр. «Узнай букву»

Оборудование: карточки с печатными буквами.

Ход игры: Детям (2-3 ребенка) раздаются карточки с буквами, которые лежат на столе буквами вниз.

1-й ребенок ходит и говорит: Это согласная буква. У нее 3 палочки: одна длинная, две –коротких. Эта буква смотрит в правую сторону.

2-й ребенок отгадывает: К.

Если отгадал, буква достается ему. Если нет- остается у водящего.