Последнее обновление: 26.12.2015

Учить ли шахматам маленьких детей?

       Ольга Ивановна Лобанова
       Воспитатель

Любые целенаправленные занятия с ребёнком на ранних  стадиях  развития закладывают прочный  фундамент  для воспитания интересной, высокоинтеллектуальной  личности.

        Шахматы в комплексе с другими увлечениями (музыкой, рисованием, танцами или каратэ), станут   прекрасной  составляющей гармоничного развития вашего ребенка,  поскольку…

…ребёнок научится принимать самостоятельное решение и всегда будет в ответе за свои действия. Пускай решения пока только самые обычные (куда и какой фигурой двигать), а ответственность не такая ужасная.

…вырабатывается усидчивость – в течение конкретного периода времени ребёнок научится концентрироваться на одном единственном процессе игры в шахматы.

…у ребёнка появляется пространственное воображение.

…игра совершенствуют кратковременную зрительную память.

…закладывает основы логического, комбинаторного, операционного мышления ребенка.  Развивает сообразительность.

…формирует внутренний план действий (способности действия в уме). Уже в 1 классе ребёнку необходим этот навык в выполнении задания.

Таким образом, играя с 3-6-летним ребёнком в шахматы, вы закладываете «фундамент» для обучения в школе. Исследования показывают, что шахматные дети сообразительнее, учеба даётся легче. Они быстрее схватывают материал на уроках и успевают сразу по всем предметам.

С чего начинать?

  • Знакомство с шахматами должнобыть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок, прежде всего, ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями. В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.
  • Для начала расскажите ребенку сказку про «короля, королеву и их свиту», покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.
  • Основной целью  занятий является постижение  условности. Познакомить ребенка с названиями фигур, их отличительными признаками, а также  что общего есть у   шахматных фигур.
  • Научить малыша ходить фигуркой в одном направлении: вверх или вниз, влево, вправо или наискосок. Поначалу пусть ребенок пробует ходы по одной клеточке. Начнет получаться, переходим к прыжкам через поле, через два…
  • Затем переходим к понятию «съел». Усвоение может проходитьдлительно, не спешим. И не забываем, что ребёнку, прежде всего, должно быть интересно!

 

Не рассчитывайте начинать сразу же играть целые партии с маленьким ребенком!

В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура.

 

  • Придумайте нетрудные задачки, цель которых – научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.
  • Первые уроки должны длиться не более 20 минут.
  •  Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться.
  • Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

 

Главное – поддерживать интерес!