Учить ли шахматам маленьких детей?
|
Ольга Ивановна Лобанова |
Любые целенаправленные занятия с ребёнком на ранних стадиях развития закладывают прочный фундамент для воспитания интересной, высокоинтеллектуальной личности.
Шахматы в комплексе с другими увлечениями (музыкой, рисованием, танцами или каратэ), станут прекрасной составляющей гармоничного развития вашего ребенка, поскольку…
…ребёнок научится принимать самостоятельное решение и всегда будет в ответе за свои действия. Пускай решения пока только самые обычные (куда и какой фигурой двигать), а ответственность не такая ужасная.
…вырабатывается усидчивость – в течение конкретного периода времени ребёнок научится концентрироваться на одном единственном процессе игры в шахматы.
…у ребёнка появляется пространственное воображение.
…игра совершенствуют кратковременную зрительную память.
…закладывает основы логического, комбинаторного, операционного мышления ребенка. Развивает сообразительность.
…формирует внутренний план действий (способности действия в уме). Уже в 1 классе ребёнку необходим этот навык в выполнении задания.
Таким образом, играя с 3-6-летним ребёнком в шахматы, вы закладываете «фундамент» для обучения в школе. Исследования показывают, что шахматные дети сообразительнее, учеба даётся легче. Они быстрее схватывают материал на уроках и успевают сразу по всем предметам.
С чего начинать?
- Знакомство с шахматами должнобыть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок, прежде всего, ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями. В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.
- Для начала расскажите ребенку сказку про «короля, королеву и их свиту», покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.
- Основной целью занятий является постижение условности. Познакомить ребенка с названиями фигур, их отличительными признаками, а также что общего есть у шахматных фигур.
- Научить малыша ходить фигуркой в одном направлении: вверх или вниз, влево, вправо или наискосок. Поначалу пусть ребенок пробует ходы по одной клеточке. Начнет получаться, переходим к прыжкам через поле, через два…
- Затем переходим к понятию «съел». Усвоение может проходитьдлительно, не спешим. И не забываем, что ребёнку, прежде всего, должно быть интересно!
Не рассчитывайте начинать сразу же играть целые партии с маленьким ребенком!
В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура.
- Придумайте нетрудные задачки, цель которых – научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.
- Первые уроки должны длиться не более 20 минут.
- Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться.
- Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.
Главное – поддерживать интерес!