Развиваем психические процессы
![]() |
Полякова Василиса Михайловна
|
Рекомендации по развитию зрительного внимания, памяти.
Для развития зрительного внимания, памяти детей младшего дошкольного возраста, могут быть предложены следующие игровые задания и упражнения:
— «Выбор недостающего фрагмента изображения»: предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков среди которых нужно подобрать нужный фрагмент. Задание может носить следующие усложнения: может не хватать нескольких фрагментов;
— «Чего здесь не хватает?»: внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, детям надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника» (машина без колёс или снеговик без морковки и т.п.);
— Угадывание предметов по отдельным деталям. Например, назвать угадать по хвостику или ушкам, какое животное спряталось за кустом и т.п.;
— Собирание геометрических узоров по образцу (например, кубики Кооса или сложить по образцу фигуру из счётных палочек);
— Запомнить 2-3 картинки и найти их среди других 4-5;
— «Восстановить порядок»: 2-3 предмета или игрушки разложены по порядку, ребёнок в течение 15-20 секунд запоминает порядок, отворачивается, затем расставляет в первоначальном виде.
Рекомендации по развитию слухового внимания, памяти:
Предлагаются следующие игры:
— «Магазин»: ребёнку предлагают запомнить вещи, которые он купит в «магазине». Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их до 3-5;
— «Пары слов»: предлагается пара слов, где ребёнку нужно запомнить только первые или только вторые слова, например: «кошка-молоко», «мальчик-машина». Вы называете первое слово, а ребёнок добавляет второе. И наоборот, вы называете второе слово, а ребёнок – первое;
— «Восстанови пропущенное слово»: ребёнку зачитывают 3-4 слова, не связанных между собой по смыслу, вы читаете ряд, пропуская одно слово. Задача ребёнка: назвать пропущенное слово.
Рекомендации по развитию моторики рук:
Можно играть в следующие предложенные игры:
— «Волшебный мешочек». Ребёнок на ощупь определяет и называет, какой предмет спрятан в мешке. Перед игрой предметы обязательно показываются ребёнку. Другой вариант игры: ребёнок определяет предмет в мешке, затем среди картинок выбирает ту, на которой изображена ощупываемая вещь;
— Развитие кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах. Например, игры с камушками: перекладывание или собирание в ведро, игры с тренажёрами на разжимание и сжимание и т.п.;
— Игры с пирамидками;
— Собирание кубиков, настольный конструктор;
— Составление узоров из крупной и мелкой мозаики;
— Изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, инструкции);
— Складывание разрезных картинок;
— Обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная, горизонтальная) трафаретов; шнурование игрушечных и настоящих ботинок;
— Игры со шнурками или пуговицами (завязывание и развязывание, застёгивание и расстегивание на куклах).