Общение с тревожным ребенком
![]() |
Козлова Лидия Александровна
|
Следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх». Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов. В два года дети чаще всего боятся посещения врача, а начиная примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят такие страхи, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет — смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.
Если у ребенка страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
И.Раншбург и П.Поппер выявили закономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Однако, специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам — соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта, вызванного негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку или завышенными требованиями, а также противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и школа.
Как общаться с тревожным ребенком?
Можно привести следующие рекомендации общения с тревожным ребенком:
- Как можно больше общаться с ребенком, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, театр, прогулки на свежем воздухе, игры. При общении с тревожным ребенком старайтесь установить визуальный контакт — глаза в глаза.
- Принятие чувств и желаний ребенка и его самого таким, какой он есть.
- Повышать самооценку ребенка (хвалить в присутствии других детей и взрослых).
- Не уговаривать ребенка не бояться и не высмеивать его.
- Не угрожать ребенку, не кричать, не делать множество замечаний.
- Не предъявлять к ребенку завышенных требований, совершенно невыполнимых для ребенка.
- Не воспринимать малейшую неудачу, как катастрофу.
- Проигрывать с ребенком сложные для него жизненные ситуации.
- Рисование страхов с последующим их обсуждением.
- Более позитивно относиться к жизни.