Обновлено: 24.05.2020

Экологическое воспитание детей

Кукушкина Инна Евгеньевна
Воспитатель логопедической группы №6

Уважаемые родители!

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая

человеческая любовь, несомненно,

закладывается у нас с детства».

И. Соколов-Микитов»

            Человек и природа – одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Дети  будут внимательны не только к окружающему миру, но и к Вам.

            Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

            Первые представления об окружающем мире человек получает с детства. Встречи с природой учат детей внимательно вглядываться в различные явления. Дети открыты окружающему миру и доверчивы к взрослым, поэтому многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды не покинет их.

            С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

            В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей.. Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника.

            Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.).     На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру «Следопыты». По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошёл, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

            Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка, понаблюдайте за течением ручейка, реки. Предложите ребёнку поиграть в игру «Найди приметы весны». (Солнце ярче светит, небо голубое, появились первые цветы и т.д)

            Лучший отдых летом – это поездка в лес. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу: ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их, объясните пользу.

            Осенью у Вас есть возможность полюбоваться небывалой красотой красок природы. Прогуляйтесь с детьми по парку, лесу. Вместе с детьми соберите опавшие листья (дома можно из них  составить гербарий или просто красивый букет), плоды рябины, калины, желудей,  сосновых иголок  (выполните поделки с помощью них).

             На прогулке объясняйте детям, что нельзя заглядывать в гнёзда птиц- это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут. Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.

Не шумите в лесу. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

            Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе. Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память. Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности. Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»)

            Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов,  рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.  Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

            Надеемся, что разработанные нами экологические маршруты выходного дня помогут Вам в осуществлении экологического воспитания Ваших детей и оставят незабываемые впечатления от совместно проведенного досуга.