Обновлено: 18.12.2020

Строптивый ребенок

Кондратьева Елена Алексеевна

Воспитатель    

 

Вредность, строптивость ребенка часто вызывают у родителей растерянность и недоумение: что же случилось? Причин такому поведению может быть несколько — в зависимости от возраста и особенностей воспитания ребенка.

Так, если малышу от 2 до 4 лет, то такое поведение вероятнее всего связано с «кризисом трех лет». Ребенок становится все более активным в познании мира, и это проявляется в его поведении. Он хочет быть более самостоятельным, но не знает, как этого добиться, поэтому пробует различные формы поведения, «проверяет» взрослых на терпимость. Ребенок как будто все время ищет ответ на вопрос: «А что будет, если я схожу туда, потрогаю вот это, возьму вон то…». Такое поведение получило специальное название – детский негативизм. При резкой форме негативизма дело доходит до того, что от ребенка на всякое предложение можно получить противоположный ответ. Как реагировать на такое поведение? Можно пойти несколькими путями – например, соглашаться с тем, что вам не нравится, чтобы получить обратную реакцию («Не мой руки!», «Не ешь кашу!»). Если дело не касается принципиальных вопросов безопасности, то можно соглашаться с ребенком в его выборе. Другое дело — принципиальные вопросы, прежде всего связанные со здоровьем и безопасностью, здесь стоит проявлять твердость и настойчивость, объясняя ребенку недопустимость того или иного поведения. Это же касается и агрессивных проявлений – попыток ломать что-либо, драться и кусаться. Обязательно надо дать сигнал ребенку, что вам неприятно такое поведение, что сломанная игрушка или разбитая тарелка теперь не могут быть полезны.