Обновлено: 28.12.2020

Русские народные сказки как способ нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

 
Олейник   Елена  Александровна
Воспитатель

В последнее время общество уделяет мало внимания нравственной и духовной стороне жизни, поэтому нравственное воспитание детей становится большой проблемой, которую обществу необходимо решить. Сейчас с самого рождения ребенок сталкивается с огромным потоком информации, поступающей через интернет , телевизионные СМИ, школьные источники информации, . Все чаще встречаются примеры детской жестокости, например к животным, к сверстникам, к близким и посторонним людям. Под влиянием современных мультипликационных произведений у детей меняются представления о нравственности, милосердии, доброте и справедливости, которые столь важны для формирования здоровой личности. Все это вынуждает педагогов искать более эффективные способы формирования нравственных представлений у детей с раннего возраста.

Старший дошкольный возраст определяется как сенситивный для морального развития личности. Это очень благоприятный период для формирования морального облика ребенка, особенности которого часто проявляются в течение всей последующей жизни [2. С. 231]. На этом этапе закладывается основа приобретения всех социальных навыков и знаний, формируется общий вектор поведения, на данном этапе ребенок усваивает элементарные морально-нравственные требования и обучается их реализации. В этот период формируются дружеские отношения детей, уважение к старшим, закладываются трудолюбие и патриотизм.

Анализ научной литературы показывает, что вопросы нравственного воспитания детей волновали многих известных классиков русской и зарубежной педагогики: Дж. Локка, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского ,Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко и др.

Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастичность и простота образов, выразительная насыщенность языка, динамичность сюжета, понятные причинно-следственные связи делают сказку интересной и волнующей для детей, превращая ее в незаменимый инструмент формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Дошкольное детство — небольшой период жизни ребенка, когда он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому атмосфера, в которой живет ребенок имеет очень большое значение. В сказке нет прямых наставлений — не уходи из дома без разрешения, уважай старших и др., но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают в процессе чтения сказки. В дальнейшем , дети взаимодействуя друг с другом или со взрослым опираются на мораль, почерпнутую из сказочных сюжетов. С помощью сказки приобретаются качества, необходимые для решения трудностей, возникающих в реальной жизни. Выход из этих ситуаций зависит от умения использовать доступные ресурсы.

Ребенок знакомится со сказкой в самом раннем возрасте, и далее она так или иначе сопровождает его на протяжении всей жизни. Сказка становится отправной точкой знакомства с миром литературы, с человеческими взаимоотношениями и со всем окружающим миром в целом.

Многие современные психологи, педагоги-практики и теоретики указывали на большую роль, сказки в формировании личности дошкольника. Считается, что все самое важное, то, что столетиями оттачивалось, можно и необходимо использовать в воспитательно-образовательной работе. Сказка иллюстрирует существование человека в обществе, тонкости взаимодействия людей их отношений. Сообщение нравственного поведения в них осуществляется через действия героев, чье поведение значимо для ребенка.

В практике работы со сказкой с целью нравственного воспитания дошкольников есть ряд проблем:

1.отсутствие системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника;

  1. не установлены педагогические условия использования сказок.
  2. личность дошкольника не обладает нравственной устойчивостью.
  3. в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.

Все народы имеют свои уникальные сказания, но при более подробном рассмотрении, можно увидеть, что все они связаны друг с другом и очень похожи друг на друга. Это говорит о том, что сказки отражают наиболее важные общечеловеческие ценности, без которых невозможно гармоничное существование личности в мире. Русский лингвист и исследователь сказок В. Я. Пропп, писал: «Сказка — символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство…».

Нравственное развитие человека определяется его отношением ко всем областям жизни: к людям, к природе, к самому себе, к событиям , происходящим вокруг. Оно включает три взаимосвязанные сферы: сфера моральных знаний, сфера морального поведения и сфера морально-ценных переживаний. Все три сферы тесно связаны между собой и обуславливают друг друга. А формироваться эти сферы начинают в дошкольном детстве. В сфере моральных знаний, дети овладевают различными сторонами общественного сознания, пониманием моральных требований, критериев оценки окружающего мира. Овладев знанием, ребенок учится его применять в жизни, т.е. овладевает моральным поведением, которое отражает способность ребенка сделать правильный выбор не на словах, а в действии. После того, как ребенок овладевает моральным действием , он учится оценивать ситуацию и на этом этапе мы видим плавный переход к сфере морально-ценностных переживаний, когда ребенок учится сопереживать, слушать, вырабатывать свое собственное отношение к ситуации или сверстнику.

Активное интеллектуальное развитие старшего дошкольника способствует формированию высокой степени осознанности своего поведения. К этому возрасту у ребенка уже сформированы все три сферы нравственно развития. Дети 5-7 лет понимают смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников утрачивает детскую непосредственность и ситуативность, становясь более целенаправленным.

В процессе работы со старшими дошкольниками, я заметила, что часто воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, полученного в процессе «семейного воспитания» доминантой которого становится негативный пример родителей. Ребенок еще не способен оценить безнравственное поведение близких людей как негативное, воспринимая его как норму. В результате отрицательные шаблоны становятся ориентиром его собственных поступков. И как результат дефицит духовности порождает пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни, что в дальнейшем может стать причиной тяжелых депрессивных состояний. Поэтому благоприятная обстановка так важна для формирования нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка является сказка.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский очень высоко оценивал эффективность сказок, и даже включил их в свою педагогическую систему, основываясь на том, что простота и естественность народного творчества соответствуют свойствам детской психики. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и доказал на практике, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». Он считал  сказку благодатным и ничем не заменимым источником воспитания любви к Родине. А как известно, любовь к Родине, к Матери являются основой для развития духовно-нравственной сферы человека.

Сказка вызывает протест против существующих порядков, развивает творческое мышление, порождает любовь к будущему человечества. В споре народного героя с отрицательным персонажем решаются вопросы о торжестве добра и наказании зла. Жизненные проблемы слишком сложны для детского понимания, но сказка помогает осознать возможные пути их решения представляя все в виде простой, наглядной схемы, руководствуясь которой ребенок может разобраться в действительности, окружающей его каждый день.

Народные сказки воспевают находчивость, взаимопомощь и дружбу. Многие внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок очень нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Для чтения детям следует подбирать сказки, способствующие развитию нравственных представлений. Нравственное воздействие литературного произведения на ребёнка зависит от его художественной ценности. Такую ценность представляют сказки великого русского поэта А. С. Пушкина, являясь одним из мощных средств воспитания нравственных качеств. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его сказок всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка.

В ходе работы со сказкой, следует использовать различные формы педагогического взаимодействия:

1.рассказывание сказок

2.пересказ или со-рассказывание

3.театрализованная иллюстрация сказочных сюжетов

4.выставки рисунков и поделок детей по мотивам прочитанного.

После прочтения и «переработки» сказочного текста очень важно подвести итог деятельности, который состоит в том, что дети приходят к выводам: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться друг о друге», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать» и т.д.

При работе со сказкой можно выделить несколько этапов:

-Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

— Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ содержания, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли ее суть.

— Художественная деятельность – лепка, рисование, аппликация, конструирование – позволяют детям выразить собственное отношение к сказке, воплотить свои идеи, развивают умение сопереживать, сочувствоватьгероям сказки, а в последствии и окружающим людям.

— Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, творческая игра с использованием персонажей способствуют развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки.

Наиболее эффективным путем использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков [1. С 44.].

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

— знакомство с содержанием сказки;

— вовлечение детей в деятельность;

— инсценировка сказки

Ценность сказок заключается в их влиянии на ребенка и его нравственное воспитание. Слушая сказку, ребенок включается в нее, учится правильно оценивать героя. Их воображение пораждает красочные и ясные образы, они представляют и усваивают схемы действия в разных ситуациях. Данный жанр сопровождает ребенка всю жизнь, учит житейской мудрости, умению различать добро и зло. Именно поэтому сказка важна в жизни каждого, а её влияние ощущает даже старик.

Список литературы:

  1. Александрова, О. Разыгрываем сказку [Текст] / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. – С. 44-51
  2. Люблинская, А. А. Детская психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. Н. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 415
  3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 10 т. / К. Д. Ушинский. – М. : АПН РСФСР, 1948. – Т. 2 : Педагогические статьи. 1857-1861 гг. – 655 с. .