Обновлено: 29.05.2019

Как установить границы дозволенного

Козлова Лидия Александровна
Воспитатель

 

                Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его. Решить

В самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, стремление ребенка все делать по-своему. Пик упрямства приходится на 2.5 года и совпадает, представленным в этом возрасте волевым развитием. Что интересно — сами родители склонны заострять внимание на упрямстве в 3-х летнем возрасте детей.

Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, гордости и одновременно активных и энергичных от природы детей.

Упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей, во что бы то ни стало добиться беспрекословного их послушания. Упрямство — это защитная реакция детей в ответ на чрезмерное давление родителей, бесконечные дерганья, унижение и отсутствие возможности перемен. Это психологический аспект упрямства, но есть еще физиологические и болезненные стороны, о которых следует говорить отдельно.

Иногда упрямство обусловлено особенностями функционального соотношения правого и левого полушарий. К примеру, активное доминирование правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука (леворукие дети) — переучивание этих детей приводит к тому, что они пытаются сделать все наоборот.

Если родители продолжают вести войну с упрямством — это прямой путь к неврозам детей.

Невротическое заболевание ослабляет защитные силы организма, подрывает активность и способность контролировать свои чувства и желания. Ввиду все возрастающей психической усталости и душевного надлома, активность и инициативность переходит в пассивность и уход в себя, стремление к самоутверждению и уверенность — в робость и нерешительность, самостоятельность — в инфантильность. В итоге родители уже начинают жаловаться не на упрямство детей, а на их неуверенность в себе, страхи и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Это означает, что вместе с избавлением от упрямства эти дети потеряли уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Вместе с упрямством родители «выплеснули» самостоятельность ребенка. Он не способен вести себя нужным образом в детском саду и уверенно общаться со сверстниками.

Чаще всего наблюдается невротическая форма упрямства, определяемая родителями как «дух противоречия». В отличие от психопатического, невротически обусловленное упрямство всегда в той или иной степени сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, т.к. носит непроизвольный, болезненный, а то и навязчивый характер, являясь одним из выражений расстройства высшей нервной деятельности, под воздействием длительного и неразрешимого для ребенка эмоционального стресса. Заострение под воздействием стресса активности процессов возбуждения проявляется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением мышления и речи, неустойчивостью внимания. Ребенок начинает делать одно, незаметно для себя переходит на другое занятие, а заканчивает не тем, чем начал.

Упрямство на данной стадии развития невроза представляет на самом деле защитное торможение мозга, предохраняющее его от истощения.

Невротическое заболевание ослабляет защитные силы организма, подрывает активность и способность контролировать свои чувства и желания. Ввиду все возрастающей психической усталости и душевного надлома, активность и инициативность переходит в пассивность и уход в себя, стремление к самоутверждению и уверенность — в робость и нерешительность, самостоятельность — в инфантильность. В итоге родители уже начинают жаловаться не на упрямство детей, а на их неуверенность в себе, страхи и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Это означает, что вместе с избавлением от упрямства эти дети потеряли уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Вместе с упрямством родители «выплеснули» самостоятельность ребенка. Он не способен вести себя нужным образом в детском саду и уверенно общаться со сверстниками.

В другом варианте, упрямство, вызванное излишне строгим воспитанием родителей или конфликтами в семье, перерастает в состояние озлобленности, затравленности и недоверчивости, осложняющее отношения и общение ребенка со сверстниками.

Главное в работе с упрямыми детьми — это смотреть на них непредвзятыми глазами, пытаться увлечь их интересным заданием и игрой — всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы. Тогда из упрямства ребенок вырастает так же, как вырастает из детских штанишек.

Если же упрямство представляет серьезную проблему для родителей, то полезно следовать нескольким советам:

1. относитесь к ребенку доброжелательно и искренне, заинтересованно;

2. попытаться представить себя на месте ребенка, вспомнить себя в детстве;

3. сопоставить поведение ребенка дома и за его пределами: играть с детьми, общаться с ними «лицом к лицу», проигрывая в иносказательной форме конфликтные ситуации с возрастной переменой ролей.