Обновлено: 12.11.2019

Самообслуживание  в воспитании детей

Орлица Марина Александровна

Воспитатель

С ростом ребенка необходимо все больше внимания обращать на воспитание у него опрятности, приучать к личной гигиене: мыть руки перед едой и после прогулки, чистить обувь, одежду. В старшем дошкольном возрасте ребенка уже пора учить чистить зубы, умываться перед сном. Взрослые должны следить за тем, чтобы каждая вещь, которой пользуется ребенок, клалась им на место, чтобы он сам убирал игрушки, книги и т. д. Здесь ребенку нельзя давать поблажки. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых. Если в семье есть младшие брат, сестра, старший дошкольник может заботиться о них: помочь одеться, вместе убрать игрушки, напомнив место той или иной вещи, которой пользовался малыш…

У пяти-шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются; более прочной и осознанной становится привычка обслуживать себя. В этом возрасте ребенок уже способен есть самостоятельно, опрятно, пользоваться вилкой, ножом.

Таким образом, за старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию, хотя родителям, конечно, приходится напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты. Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Важно, чтобы дети почувствовали, что они не могут не выполнить указание родителей. Без сомнения, требования одного члена семьи должны поддерживаться другими. Недопустимо, если мама приучает детей к самостоятельности, а бабушка не только не поддерживает ее, но и мешает. Подобные разногласия затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет взрослых в глазах детей, которые подчас используют их для своей выгоды. Но, воспитывая ребенка старшего дошкольного возраста, родители не должны только требовать. В общении с ребенком пяти-шести лет они чаще, чем прежде, воздействуют на сознание его и чувства, объясняют, в чем состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять и т. д. Дети, которых с ранних лет приучают к труду, обычно легко и охотно занимаются самообслуживанием. К сожалению, в некоторых семьях дети 5-6 лет, не хотят обслуживать себя, а если и делают это, то плохо, неумело, неохотно, при этом родители говорят: «Вроде умеет одеваться, а ленится, почему? Что с ним делать?» Причина в том, что у ребенка не воспитали умения и желания самостоятельно обслуживать себя. Пока ребенок был мал, его одевали, раздевали, умывали. Иногда он делал это сам, и ему даже нравилось быть самостоятельным: в этом было что-то новое, а значит, интересное. В результате некоторыми навыками ребенок овладел. Но потребность в самостоятельности у него не выработалась: или работа — по самообслуживанию не повторялась систематически и навыки не закреплялись, или взрослые не сумели сделать эту работу интересной, вследствие чего ребенок старался ее избежать, переложить на плечи взрослых, искал другое занятие, не такое скучное. А в результате любой труд может показаться скучным, и ребенок вообще предпочтет ничего не делать. Вместе с тем и в старшем дошкольном возрасте ребенка можно научить самообслуживанию.

Помочь в этом должно изучение опыта семейного воспитания. Прежде всего, родителям следует:

  • представить себе, какие требования они должны будут предъявить ребенку,
  • а также: проверить, что он может делать, но не хочет, а чего не умеет;
  • продумать, а не мешает ли ребенку что-нибудь обслуживать себя,
  • поставить перед ребенком задачу и попросить объяснить, почему он должен делать это,
  • выяснить, понимает ли ребенок, почему важно самому уметь одеваться, умываться, убирать игрушки, выполнять другую аналогичную работу,
  • на конкретных примерах показать значение этой работы для него, родных, для  подготовки к школе.

Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Это вполне допустимый воспитательный прием. Не надо только заранее обещать что-нибудь, как бы покупать труд. Приучая ребенка к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех. При этом надо помнить: аналогичные требования должны предъявляться ко всем членам семьи. Тогда ребенку легче будет понять их необходимость: не от него одного требуют, а от всех членов семьи, и все аккуратно выполняют эти требования — и папа, и мама, и старшие братья, сестры. Приучая ребенка к самообслуживанию, да и к другим видам труда, родители должны учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на пример брата, сестры, товарища, напомнить, что он должен быть примером для младшего. С другим, надо быть более строгим, решительным, выразить свое недовольство, огорчение, потребовать выполнения поручения, обязанности. Возможны и другие приемы воздействия, которые родители выбирают индивидуально для своего ребенка.