Обновлено: 27.12.2023

Ритм и рифма в развитии фонематического слуха и произносительной стороны речи дошкольников

Шумакова Светлана Ивановна

Учитель-логопед

Речевой ритм — сложный вид ритмической активности человека, участвующий в реализации восприятия и воспроизведения речи. Недостаток формирования ритмических процессов влечёт нарушение моторного, а также речевого и психического развития. В некоторых исследованиях (С.А. Баскакова, И.В. Евтушенко, Л.В. Лопатина, Л.С. Медникова) отмечается недостаточное развитие чувства ритма у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты исследования Л.А. Поздняковой свидетельствуют о наличии трудностей воспроизведения ритмического рисунка у детей с дизартрией, обусловленных нарушением динамического праксиса, а также недостатком двигательной памяти.

В коррекционной работе развитию чувства ритма внимание уделяется на логоритмических, музыкальных занятиях. a также во время коррекционных логопедических занятий в работе по развитию слоговой структуры слов, развитию фонематического восприятия, произносительной стороны речи.

Важным направлением работы по развитию фонематического слуха детей является развитие умения слышать рифму. Приём работы «подскажи словечко», когда ребёнок должен назвать последнее слово в строке, опираясь на последнее слово в предыдущей строке читаемого взрослым стихотворения, применяется на логопедических занятиях. Восприятие рифмы — важный показатель развитости речи, и в частности, фонематического слуха ребёнка.

Значение ритма и рифмы для общего и речевого развития детей было подчёркнуто М.Монтессори, которая использовала разработанный комплекс занятий с детьми: она обучала детей подсчитывать количество стихотворных строк, находить рифму, определять тип рифмовки. По мнению Т.Г. Визель, развитие только левополушарных функций и недостаточное внимание к правому полушарию, к которому относятся ритм и рифма, обедняет правополушарный потенциал ребёнка, что может негативно сказаться на его общем и речевом развитии.

Использование в коррекционной работе фонетических ритмо-рифмовок призвано восполнить этот пробел. В специально созданных фонетических ритмо-рифмовках сочетается ритм и рифма. Слова, входящие в их состав, отвечают необходимым требованиям в зависимости от поставленных задач. Самое основное — это то, что слова, не связанные между собой ни грамматически, ни семантически, а по определённым фонологическим параметрам (звуковой состав, ударение и пр.), образуют подобие стихотворной строфы с определённым ритмом и рифмой.

Таким образом, применение в логопедической работе фонетических ритмо-рифмовок помогает с помощью ритма и рифмы развивать произносительную сторону речи детей, их фонематический слух, а также способствует расширению пассивного и активного словаря.