Единство требований дошкольного учреждения и семьи в развитии речи детей.
Денисова Алла Анатольевна Учитель-логопед |
Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу-для усвоения школьной программы.
Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит их говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух. Однако нельзя забывать и о том, что ребенок много времени находится вне стен детского сада. В общении с окружающими обогащается его словарь. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в детском саду, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к школе, знаний некоторых методических приемов, используемых педагогами в работе по развитию речи детей, — все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
В помощь родителям в формировании речи ребенка в семье воспитатель может рекомендовать для заучивания детьми дома некоторый практический материал — загадки, пословицы, потешки, считалки, стихи, с целью упражнения ребенка в четком произношении звуков и слов-чистоговорки, скороговорки, а также посоветовать, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним ит.д. Чтобы предупредить дефекты речи, важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормального восприятия речи. Поэтому важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребенка. Указывать на необходимость оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные радио, телевизор на полную громкость), а при заболеваниях органов слуха- на своевременное лечение.
Следует советовать родителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Важное значение в усвоении и правильном произношении звуков и слов отводится состоянию сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки от других, различать близкие по звучанию слова.
Чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением. Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь. Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить его за такие успехи. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне. По возможности не надо повторять неправильно произнесённое ребёнком слово. Лучше дать правильный образец его произношения.
В нашей стране широко развита сеть оказания помощи детям , страдающим различными нарушениями речи. Исправление речевых недостатков осуществляется в специальных детских учреждениях. Занятия по воспитанию правильной речи проводятся специалистом-логопедом.
Педагоги советуют родителям: как бы они ни были заняты, всё же выслушали ребёнка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме. В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми. Овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием.
В воспитании и образовании маленьких детей большое значение имеют тесные контакты дошкольного учреждения и семьи.