Обновлено: 12.05.2022

Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей

Цейтлина Елена Георгиевна
Педагог-психолог

 

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, назрела необходимость обучения педагогов навыкам конструктивного решения возникающих проблем.

         Конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях в целях: ( родители ждут только положительной оценки поведения и усвоения знаний и умений  ребенком, а педагог то, что видит на самом деле); недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, педагог сам был свидетелем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения.

         Конфликт «педагог-родитель», как правило, предполагает (достаточно субъективно) протекание его по типу «начальник-подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвинительной стороны.  И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрессивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

         Очень важное условие эффективного взаимодействия с родителями в ходе переговоров – умение  слушать собеседника. Кроме того, одним из важных искусств, которым мы можем овладеть, является способность увидеть ситуацию такой, какой она представляется другой стороне, — умение встать на позицию партнера, понять его точку зрения (вовсе не означает, что вы согласны с ней). Это послужит тому, чтобы мы не интерпретировали ситуацию в целом, какое-либо высказывание или жест односторонне.

         Зачастую педагогам свойственна обвинительная  позиция по отношению к родителям ребенка, который не ведет себя должным образом в детском саду. Но даже, если обвинения оправданны, они не приведут к конструктивному решению, поскольку родители, скорее всего, перейдут в контратаку, либо замкнутся и уйдут от взаимодействия и решения вопроса.  

         Общение в системе «педагог-родитель» иногда носит достаточно напряженный характер в силу эмоциональной и физической перегрузки обеих сторон. Бывает так, что мимоходом брошенная в разговоре с родителями фраза становится причиной конфликтной ситуации. Чтобы избежать подобных случаев, педагогу необходимо знать приемы эффективного ведения беседы. Остановимся подробнее на методе убеждения.

  1. Готовясь к разговору, желательно выписать аргументы. Наиболее сильные вставить в начало и конец беседы, самым сильным закончить аргументацию.
  2. Использовать объединяющие слова, присоединяясь к партнеру по общению: «Нам с вами известно», «Для нас важно» и т.д.
  3. Пользоваться приемом «да-но…», чтобы ваши аргументы не вызывали возражений.
  4. Не подменять аргументы своим мнением.
  5. Не советовать, а советоваться. В конце можно задать вопрос: «Договорились?», «Хорошо?».

Общаясь с родителями, недопустимы любые проявления высокомерия и пренебрежения, критические замечания по поводу стиля воспитания в семье. Все это вызовет сопротивление собеседника.

Среди приемов работы с родителями можно отметить следующие:

— говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;

— быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;

— быть активным (родители не должны брать интервью у педагога;

— учитывать эмоциональное состояние родителя;

— отказаться от поучений, нотаций; разговаривать с позиции партнерства;

— быть доброжелательным;

— сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей.

         Гарантом эффективности работы с родителями являются:

  1. Установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
  2. Доброжелательное отношение к ребенку и родителям;
  3. Заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
  4. Системный характер работы с родителями.

 Практическая часть:

 Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями?»

Цель: Повысить мотивацию участников к работе на семинаре, подчеркнуть значение данной темы.

Упражнение «Эффективность общения».

Цель: Подчеркнуть важность умения общаться в работе педагога с родителями.

Мини-лекция «Конфликтные типы личностей»

 Упражнение «Разговор по телефону»

Цель: закрепить понятия, полученные в ходе мини-лекции.

Упражнение «Как бы это сказать»

Цель:  Отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».

Игра «Sorry, конфликта не будет».

Цель: отработать прием, который помогает избежать конфликт из-за пустяка».

Обобщающее упражнение «Колобок и лисица»

Цель: отработка навыка противостояния манипуляции и конструктивного решения конфликта.

Обратная связь.