Обновлено: 15.10.2022

Психологические и поведенческие особенности детей с задержкой психического развития

Цейтлина Елена Георгиевна
Педагог-психолог

 

В целом у детей с задержкой психического развития имеются вторичные нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушений в психическом развитии ребенок попадает в условия социальной депривации (лишения), в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребенок не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. Наиболее страдает понимание эмоций героев художественных произведений. Более чем у половины детей с ЗПР доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. Также наблюдаются выраженные болезненные проявления: страхи, навязчивости, невротические реакции, негативизм, агрессивность, нарушение сна, нарушение пищевого поведения, энурез, энкопрез…
При задержке психического развития в зависимости от состояния личности и эмоционально-волевой сферы выделяют три группы детей. Первая группа — эмоционально-волевая сфера и личностные свойства сохранны, отклонения не выходят за границы нормы – это самая малочисленная группа. Для детей второй группы характерна повышенная возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, некритичность по отношению к результатам своей работы. Дети третьей группы отличаются повышенной тормозимостью, снижением активности, дети не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, скованы – это самая многочисленная группа.
При задержке психического развития развитие личности у детей часто идет по невротическому типу: отмечаются замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети обидчивы, плаксивы, для них характерна повышенная ранимость, неуверенность в себе и в своих возможностях.
Исследования уровня притязаний детей с задержкой психического развития, выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на успех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию, что объясняется наличием у детей стремления поддержать успех даже на заниженном уровне.
Изучение общения у детей с задержкой психического развития показывает, что предпочитаемым для большинства из них является общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая у детей данного возраста отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции. Небольшая часть детей с интересом откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно. Как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 3-5 минут.
Практически у половины детей с задержкой психического развития не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях.

Что делать?
1. Чтобы добиться успеха в улучшении поведения у детей, необходима регулярная планомерная длительная работа. Не стоит забывать, что ребенок – это душа.
2. Сохраняйте максимально доброжелательную атмосферу.
3. Выдерживайте спокойный тон, среднюю скорость, выделяйте интонацией- важное.
4. Учитывайте, что у детей с ЗПР слабая память, внимание, отстают мыслительные процессы, речь. Из-за этого трудно понимать, запоминать даже простую информацию, ему требуется постоянное системное повторение. Системность дисциплинирует ребенка.
5. Используйте яркие наглядные и интерактивные материалы.
6. Хвалите за малейшие успехи. Получая одобрение, ребята мотивируются на дальнейший прогресс.
7. Постоянно разговаривайте во время любого дела: ведите диалог о том, что видите вокруг и о том, что делает он или другие. Постоянная речевая практика способствует развитию навыка речи, расширению словарного запаса.
8. Стройте предложения на 1-2 слова длиннее, чем ребенок., а усложняйте их только после того, как малыш перейдет на более сложную для него конструкцию.
9. Задавайте вопросы, требующие развернутого ответа. Если ребенок затрудняется в ответе, стройте вопрос как выбор из нескольких вариантов с использованием слова «или».
10. Проявляйте терпение, не раздражайтесь, ведь ребенок не виноват в своих проблемах. Не называйте его глупым, не ругайте за медлительность реакций.