Последнее обновление: 24.09.2017

Консультация для родителей «Колыбельные песни»

Дресвянина Оксана Викторовна

Воспитатель

 

Исследователи детской картины мира утверждают, что «возникшая в сознании ребенка картина мира в значительной степени зависит от освоенных им текстов». Колыбельные песни – это первый текст, который воспитывающий взрослый предлагает ребенку. Поэтому мы рассмотрим тексты традиционных колыбельных песен с точки зрения экспонирования ими основных составляющих элементов картины мира: образов, ценностей, представлений, смыслов и категорий.

 

При первом общем взгляде на эти тексты можно обнаружить, что описываемый в них мир как бы поделен на различные, но взаимосвязанные и взаимопроникающие сферы: духовную, социальную и сказочно – мифологическую.

В первой – духовной сфере, даны основные образы христианского мира: Бог, Богородица, почитаемые святые, а также архангелы и ангелы.

Баю, баю, детятка!

Поспи, детятка, поспи,

У Бога счастья попроси!

Боже счастьица дает,

Тебе в люленьку кладет.

Мать активно поручает работу о младенце ангелам и архангелам и Богородице: « с неба, ангелы, летите, сон Ванюшке принесите», «Ангелы – хранители, Дениса не будите вы», «Богородица Мария, уложи дитя скорее на всю темну ночь, на весь белый день».

Как мы видим, уже в самых первых текстах позицианируется сила (сила Божья), став его главной ценностью.

Обретение ребенком своего имени также связано с представителями горнего мира.

Бог тебя дал,

Христос даровал,

Пресвятая Похвала –

В окошечко подала

Иваном назвала:

— Нате- тко

Да примите-тко!

Отношение к ребенку как к дару Божьему было широко распространено в России. Ребенка дает Господь, мать же может только молиться и просить об этом.

Спи-тко, крошечка моя,

Спи-тко, маленькая.

Люлю, люлю.

Упросила, умолила я

У истинного Христа

Люлю, люлю.

Бог мне тебя дал,

Да Богородица дала,

Люлю, люлю.

Богородица дала,

Мне пожаловала

Люлю, люлю.

Крошечку мне

И малюточку.

      Результаты этих исследований дают нам возможность выделить три основные стратегии воспитания в традиционной культуре, которым подчинялась вся система воспитания и развития ребенка:

 1.вырастить христианина;

 2.вырастить крестьянина – труженика;

 3.вырастить семьянина.

      Во второй, социальной сфере колыбельных ребенку задается определенно и ярко, самый важный образ – традиционный образ семьи. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни, на ней лежало и духовное воспитание ее членов, что дает ребенку чувство защищенности, прочности своего места в иерархии мира, дает уверенность в переходе с одной ступени социальной лестницы на другую.

А баю-баю-баю,

Дед пошел за рыбою,

Бабушка коров доить,

Ну, отец – дрова рубить.

Из этой колыбельной ребенок узнает, что его семья большая, трехпоколенная.

Образ мира, построенный в этой колыбельной песне, гарантирует ребёнку безопасность, укрепляет базовое чувство доверия к миру.

Сфера семьи и социума, представленная в колыбельных, получает своё воплощение в колыбели, как модели мира. Колыбелька в народных песнях похожа на реальные и игрушечные царские колыбели.

У него ли колыбель

Во высоком терему,

На жидком очепу,

Кольцы, пробойцы серебряные,

Вся колыбель позолоченная,

Положки золотой камки,

В головах куни,

В ногах соболи,

Одеялышка черна бобра.

Будущее связано в колыбельных песнях с такими понятиями, как труд, богатство и благодарность.

Баюшки-баю!

Спи по ночам,

Рости по часам!

Выротешь велик,

Будешь в золоте ходить,

Маму жемчугом дарить,

Отцу новы сапоги,

Куда хошь побеги,

Наньке сини башмаки,

Сестре ленточку,

Кресне-шелковый платок,

А дедку-дураку

Куплю три пуда табаку!

     Итак, в корпусе текстов, связанных с социальной сферой, ребенок получает образ полной трехпоколенной семьи как идеальной нормы в крестьянской картине мира, где вокруг семьи выстраивается модель пространства – дом, хозяйство и обжитое пространство.

     В третьей – сказочно-мифологической сфере колыбельных текстов образы и категории несут несколько иную, нежели в первых двух, функциональную нагрузку. Если персонажи духовной и социальной сфер выполняют функцию защиты ребёнка, то здесь мы впервые встречаем агрессию, опасность, образы чужих и неприветливых лиц. Этот мир удалён от ребёнка, часто опасен и противопоставлен миру семейному и «небесному» христианскому.

О, бай,бай, о бай,бай

Идёт дедко Бадай.

Уж как дедко Бадай

Кричит: «Ваню подай!»

Я Бадаю на ответ:

«Мово Вани дома нет».

 

Поди, бука, под сарай,

Моего Ваню не пугай!

Я за веником схожу,

Тебя, бука, прогоню.

Иди, бука, куда хошь,

Моего Ваню не тревожь!

Главным зооморфным персонажем является кот. Он мог быть либо хранителем сна, либо образом вороватого помощника, который без спроса ворует сметану, творог, молочко.

Не ходи ты, коток,

По чужим дворам;

Не качай ты, коток,

Чужих деточек,

Малолеточек.

Приди, котик, ночевать,

Нашу Машу покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога

Ушки вызолочу,

Лапки высеребрю.

 

Котя, котенька, коток,

Украл у бабушки  клубок.

А бабушка догнала,

Да за ушко надрала:

«Не учись, кот,воровать,

А учись, кот, работать»

Колышенька скрип,скрип,

А Машенька спит,спит!

Есть в сказочно – мифологическом мире колыбелек персонаж – голубь или гуленька.. некоторые исследователи сравнивают образ голубей с образом ангелов.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули.

Сели гули на люлю,

Стали гули ворковать,

Как Иришеньку унять.

Чи калачиком с медкой,

Чи бубличок с сахарком?

Заканчивая обзор текстов колыбельных песен, отметим, что в сказочно-мифологической сфере обнаруживаются следующие понятия, значимые для картины мира ребенка:

— образы антропоморфные и зооморфные;

— категория чужого пространства;

— оппозиция «свой – чужой»;

— дихотомии : проступок – наказание, труд – оплата за труд.

Итак, проведенный анализ текстов колыбельных песен показал основные базовые понятия о традиционной модели мироздания, о месте ребёнка в нём, о социальных и нравственных нормах, о добре и зле.

Пение, состояние покоя и единения, свойственное колыбельным песням, есть важнейшее условие установления новых связей младенца с взрослым миром.

Из материала книги — Теплова А.Б. «Что сказать над колыбелью: Материнский фольклор для становления картины мира современного ребёнка».- М.: ООО «Педагогическая литература», 2014.- 160 с.