Обновлено: 06.01.2013

Советы психолога

Как помочь ребенку справиться с неуверенностью в себе?

Чувства стыда и неуверенности возникают у ребенка тогда, когда родители ограничивают даже малейшие проявления его независимости, наказывают его или высмеивают всякие попытки проявить свою самостоятельность. Терпение и поддержка со стороны любящих взрослых — необходимые условия формирования самостоятельности детей.

Ребенок сосет большой палец руки. Как бороться с этой привычкой?

Постарайтесь устранить источники, вызывающие напряженное состояние ребенка. При дефиците воспитательного воздействия — сосание пальца является средством компенсации недостаточного внимания к себе.

Ребенок трех лет отказывается спать днем. Как на это реагировать?

Психологически мотивированные нарушения сна представлены у эмоционально чувствительных детей со склонностью к беспокойству и страхам. При нарушениях дневного сна недопустимы какие-либо принуждения в отношении не спящих детей. Лучше в этом случае раньше укладывать их спать вечером. Необходимо укреплять общее состояние ребенка, больше двигаться.

Ребенок 5 лет часто хнычет, капризничает, проявляет упрямство. Как вести себя в этих ситуациях?

Излишняя строгость, давление, заставляющее безоговорочно и сразу же подчиняться, не всегда к тому же своевременным, справедливым и последовательным требованиям, могут служить поводом для появления протестных реакций.

Ребенок много времени проводит перед экраном телевизора. Как их разлучить?

Родителям следует принимать активное участие в просмотре телепередач вместе с детьми, помогая им в выборе подходящих программ, устраивать семейные просмотры с последующим обсуждением содержания увиденного. Взрослые должны показать и другие имеющиеся виды деятельности: конструирование, игра, лепка, рисование, чтение и др.

Зависят ли методы воспитания от пола ребенка?

Вообще мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Некоторые различия между ними обусловлены биологическими факторами, но большинство различий связано, по-видимому, с особенностями процесса социализации каждого ребенка.

Как общаться с агрессивным ребенком?

Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о других людях. Не стесняйтесь лишний раз приласкать и пожалеть своего ребенка. Пусть он видит, что он дорог вам. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместив ее на другие объекты: поколотить подушку, порвать бумагу и др.

Ребенок грызет ногти. Что делать?

Грызение ногтей способствует уменьшению повышенной возбудимости и чувства беспокойства, оно носит непроизвольный, автоматический характер и появляется в состоянии любого возбуждения или волнения. Как правило, уменьшение чрезмерных родительских требований и отказ от непоследовательного отношения к детям дает положительный эффект. Не следует требовать от детей невыполнимых ожиданий родителей.

Надо ли наказывать ребенка?

Наказания, как и награды, помогают ребенку ориентироваться в сложном и многогранном мире. Наказывая ребенка, мы выражаем свое отношение к тому, что он совершил, устанавливаем для него границы допустимого. Ребенку должно быть ясно, за что его наказывают. Наказание должно следовать сразу за проступком, особенно это касается маленьких детей.

Как подготовить ребенка к школе?

Ориентируйте ребенка на то, что школа — это новый, интересный, увлекательный мир. Чтобы создать позитивный настрой перед учебой, вместе с ребенком выбирайте красивые школьные принадлежности. Обратите особое внимание на развитие навыков управления поведением у ребенка.

Как научить ребенка сосредотачиваться, переключать внимание?

В некоторых случаях особенности внимания ребенка могут быть обусловлены особенностями развития нервной системы. Однако, кроме физиологических причин невнимательности, существуют причины и психологического характера. Причина может скрываться в отношении ребенка к данному занятию. Вопрос невнимательности может касаться саморегуляции. Ребенок не в состоянии справиться с собой, торопится, действует импульсивно. Вопрос может быть решен, если правильно организовать режим занятий и отдыха. В повседневной жизни развивайте навыки внимания с помощью игр, обращая внимание ребенка на то, что находится вокруг нас.

Ребенок часто фантазирует. Нормально ли это?

Период детского фантазирования — это нормальное явление. Фантазия может отражать то, чего не хватает ребенку в реальной жизни. Постарайтесь понять, почему именно сейчас и именно такая фантазия возникла у ребенка.
В подростковом возрасте фантазии касаются реальных вещей, которые в воображении могут быть представлены в гипертрофированной форме. Таким способом подросток уходит от решения важных проблем в воображаемый мир. Поэтому, если взрослый заметил, что подросток фантазирует, значит — речь идет о болезненном вопросе, с которым ему не в состоянии справиться.

Как реагировать на детские страхи?

Малышу должна быть предоставлена возможность выражения своих переживаний, в том числе и отрицательных. Задача взрослых — своевременно помогать ему преодолевать реальные и воображаемые опасности. Часто страхи встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны, принципиальны. Старшие дошкольники чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, что усиливает их страхи. Также страхи возникают часто у детей, перенесших операцию или при заболевании одного из взрослых в семье.

Как научить ребенка порядку?

Приучать ребенка к порядку следует с раннего детства. Доверяйте ребенку выполнять те задания, которые ему по силам, и которыми он занимается с удовольствием. По мере того, как ребенок взрослеет, поручайте ему несложные домашние дела. Занимайтесь наведением порядка в доме вместе с ребенком в игровой форме, к примеру «Аврал на корабле» (срочно надраить все полы, вымыть все двери, ручки).

Цейтлина Елена Георгиевна
Педагог-психолог