Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста
Елена Петровна Осипова Учитель-логопед |
Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения.
В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы,
по-разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. В дальнейшем это может привести к нарушению чтения и письма..
Только зная буквы, ребенок сможет понять, что такое слоги, слова, предложение. Чем лучше он выучит алфавит, тем быстрее научиться читать.
Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, используются разнообразные игровые упражнения.
Приемы запоминания графического образа букв.
1) Упр. «Поймай букву».
Оборудование: карточки с текстами из газет.
Ход игры: Детям раздаются карточки. Им предлагается просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную педагогом. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.
2-й вариант: игра усложняется. Педагог просит «поймать» две буквы. Одну букву дети обводят в кружок, а другую подчеркивают.
2) Упр. «Буквы-подружки».
Оборудование: на доске написаны два столбика букв. Во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.
Ход игры: Педагог предлагает найти каждой букве из первого столбика букву-подружку (такую же) во втором столбике и соединить их дорожкой.
3)Упр. «Напиши в воздухе»
Ход игры: Педагог предлагает вызванному ребенку представить, что у него в руке маркер и что он пишет на доске какую-либо букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.
4)Упр. «Напиши букву, с которой начинается название предмета.»
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры: Педагог показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове (можно второй, третий, последний) и записывают соответствующую букву.
5)Упр. «Угадай букву».
Ход игры: Выбирается водящий. Он закрывает глаза и протягивает ладонь. Дети по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы на его ладони. Тот, чью букву не отгадали – становится водящим.
6)Упр. «Полубуковка».
Оборудование: ширма, карточки с буквами.
Ход игры: Педагог прячет карточку с буквой за ширму. Потом выдвигает ее из-за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.
7)Упр. «Выбирай правильно».
Ход игры: На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них в зеркальном отображении. Один ребенок стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.
8)Упр. «Как из одной буквы сделать другую»
Ход игры: На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую-нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске и дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделаю букву П, из Г-Т, из Р-В, из Б-В, С-О, Ф-В и т.д.
9)Упр. «Буква заблудилась».
Оборудование: карточки изученных букв.
Ход игры: На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети определяют, какая буква заблудилась.
10)Упр. «Терем-теремок».
Оборудование: картонный домик с открывающейся дверью. На тыльной стороне домика приклеена полоска бумаги (карман), куда можно вставить карточку с буквой.
Ход игры: Педагог показывает детям теремок (дверь закрыта), открывает дверь, в проеме которой показывается буква, например, М.
Педагог спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?»
Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующей буквы. Мышь, Медведь, Муравей, Муха и др.
11) Разложи буквы на части.
Буква |
Часть буквы |
Часть буквы |
Часть буквы |
Часть буквы |
И |
I |
I |
/ |
|
П |
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
12)Упр. «Узнай букву»
Оборудование: карточки с печатными буквами.
Ход игры: Детям (2-3 ребенка) раздаются карточки с буквами, которые лежат на столе буквами вниз.
1-й ребенок ходит и говорит: Это согласная буква. У нее 3 палочки: одна длинная, две –коротких. Эта буква смотрит в правую сторону.
2-й ребенок отгадывает: К.
Если отгадал, буква достается ему. Если нет- остается у водящего.