Профилактика оптической дисграфии
Шумакова Светлана Ивановна Учитель-логопед |
Основная цель работы над различением смешиваемых на письме букв заключается в том, чтобы любыми возможными путями довести до сознания ребенка разницу в начертании букв. Если это будет достигнуто, то не останется больше почвы для буквенных замен, но все же для окончательного их преодоления нужно будет провести достаточное количество письменных упражнений.
Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространяться зеркальность. Ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв приписываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Таким образом, ребенку остается запомнить лишь те шесть букв, которые «развернуты» в левую сторону: З, Л, У, Ч, Э, Я. И, наконец, нужно запомнить, что буква С особенно часто изображается детьми зеркально, «развернута» вправо.
В процессе выполнения ребенком письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз, а не наоборот. Следовательно, здесь очень важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только «готовым видом» пусть даже и правильно написанных ребенком букв.
В качестве письменных упражнений можно использовать:
- письмо отдельных букв;
- слогов;
- коротких слов с этими буквами.
Основной принцип всех письменных упражнений состоит в том, чтобы в процессе их выполнения не допускать ошибок. При соблюдении этого условия как оптические нарушения письма в целом, так и «зеркальность» в частности, исчезнут сравнительно быстро.