Обновлено: 04.05.2023

Обзор программ начальной школы. Взаимосвязь в работе по разделу «Добукварный период»

Шумакова Светлана Ивановна

Учитель-логопед

Учебные программы, по которым работают государственные школы, должны соответствовать ФГОС. Список допущенных к реализации программ меняется раз в два-три года. Каждая школа имеет право выбрать любую из существующих в настоящее время и апробированных в течение многих лет программ — традиционных и авторских.

Все программы начальной школы по ФГОС одобрены Министерством образования РФ. Они рассчитаны на разные способы восприятия и особенности мышления ребёнка. Общее одно: все программы позволяют ученику освоить необходимый минимум знаний для начальной школы. Разница – в подаче материала, в организации учебной деятельности, в разнообразии упражнений.

1. Программа «Школа России»

Самая распространенная программа начальной школы. Авторский коллектив — В.Г.Горецкий, М.И.Моро, А.А.Плешаков и др. Это современный вариант классической советской системы обучения, Программа не требует подготовки к поступлению в первый класс, есть преемственное продолжение в средней школе. Система заданий в учебниках позволяет успешно обучаться детям с разным уровнем подготовки и способностями.

2. Программа «Перспектива»

«Перспектива» занимает второе место по распространению в государственных школах. Основная миссия программы — научить ребёнка учиться: ставить цели, самостоятельно находить ответы и не терять интереса к знаниям. Авторский коллектив: Л.Г.Петерсон, Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева и др. Требуется подготовка к поступлению детей в первый класс. Есть преемственное продолжение программы в средней школе. Программа подойдет детям, которые хорошо подготовлены по математике.

3. Программа «Начальная школа ХХI века»

Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, А.М. Пышкало, Л.Е.Журова и др.). Программа ориентирована на сильных учащихся, направлена на развитие логического мышления, хорошо развивает самостоятельность и самооценку ребенка. Подготовка к поступлению в школу не требуется. Есть преемственное продолжение в средней школе до 8 класса включительно.

4. Программа «Перспективная начальная школа»

Авторы: Л.В.Занков и Д.Эльконин, В.Давыдов, Н.Г. и Ю.А Агарковы, и др. Основной задачей программы является развитие личности школьника, формирование желания и умения учиться. Подготовка к поступлению не требуется. Преемственного продолжения нет. Программа подойдет детям, которым подходит быстрый темп обучения.

5. Программа «Планета знаний»

Авторы: И.А.Петрова, Т.М.Андрианов, В.А.Илюхин и др. Позволяет ребёнку научиться мыслить, ориентируется на самостоятельную деятельность ребёнка. Требуется подготовка к поступлению в школу. Преемственного продолжения в средней школе нет. Подойдет для детей, готовых к самостоятельной проектной и большим по объему домашним заданиям.

6. Программа «РИТМ» — «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление».

Авторский коллектив: Т.Г.Рамзаева, Л.И.Тимченко, К.Е.Корепова и др. Подойдет для разных детей, но будет интересна для тех, кому нужен индивидуальный подход, разные уровни сложности и вариативности учебной траектории.

7. Программа «Гармония»

Базируется на двух принципах: гуманизации и развивающем обучении. Авторский коллектив: М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко и др. Требуется подготовка к поступлению в первый класс. Есть преемственное продолжение в средней школе. Подойдет для одаренных детей, умеющих активно общаться, логически мыслить и обладающих объективным интересом к знаниям.

Система Эльконина — Давыдова

Единственная развивающая программа, рекомендованная ФГОС.  Авторы Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов. Программа ставит целью научить ребят самостоятельно определять учебные задачи и методы их решения, проводить самоанализ. Задача педагога в условиях реализации программы — выстроить партнерские отношения с классом и сплотить детей.

Добукварный период (20 ч)

Речь (устная и письменная) — общее представление.

Предложение и слово.

Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.