Последнее обновление: 18.12.2019

Игры для гиперактивных детей с дефицитом внимания

Серебренникова Татьяна Петровна

Учитель-логопед

 

  1. «Черепаха» 

Цель: Научить контролировать свои движения.

Инструкция: Взрослый встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее взрослый говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я— большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

2.  «Слепой автомобиль»

Упражнение позволяет потренировать участников в выполнении простых правил. Кроме того, это еще упражнение на доверие. «Водитель» должен завоевать доверие «автомобиля» и определить, что можно от него требовать в данный момент, а чего нельзя.

Взрослый: Разбейтесь на пары и встаньте друг за другом. Тот, кто впереди, — «автомобиль», тот, кто сзади, — «водитель».

Стоящий впереди должен закрыть глаза, а «водитель» должен управлять всеми движениями «слепого автомобиля», употребляя определенные сигналы:

когда водитель нажимает пальцами на позвоночник партнера, тот должен ехать прямо;

когда водитель усиливает давление — это означает «быстрее»;

когда нажимает на левое плечо — «повернуть налево»;

когда нажимает на правое плечо — «повернуть направо»;

когда водитель кладет ладонь на затылок впереди стоящего, тот должен подать назад;

когда водитель убирает руку и вообще не трогает «автомобиль», — это означает «стоп».

(Взрослый с помощью вопросов выясняет, насколько дети усвоили инструкцию. При необходимости еще раз ее повторяет.)

Каждый водитель отвечает за безопасность своего «автомобиля». Ему следует внимательно следить за другими «транспортными средствами» и избегать столкновений.

Теперь мы можем отправляться в путь.

(Игра длится 2 минуты, повторяется при смене  ролей.)

3.    «Наблюдатели»

Это задание — простой способ концентрации внимания участников игры.

Получив инструкцию осмотреть все вокруг, участники, как правило, обращают внимание, прежде всего на помещение. Поэтому на вопросы о помещении они отвечают довольно точно. Второе задание—описание партнера — является для них сюрпризом.

Взрослый: Начните свободно двигаться по комнате… Вы должны как можно более внимательно осмотреть все вокруг и постараться запомнить все, что можно. У вас есть на это две минуты.

Остановитесь рядом с тем, кто оказался ближе всего к вам. Теперь вы будете в паре. Встаньте спиной друг к другу и выберите, кто из вас будет «первый», а кто — «второй». «Второй» должен закрыть глаза, а «первый» — задать ему несколько вопросов, касающихся помещения, например: «Какого цвета дверь?», «Сколько столов в комнате?». Всего «первый» может задать шесть вопросов. После каждого ответа «первый» говорит, правилен ли ответ (2 минуты).

Теперь «второй» может открыть глаза, а «первый» должен их закрыть. С закрытыми глазами он должен как можно точнее описать внешний вид своего товарища по паре: одежду, прическу, цвет волос и глаз, рост и пр. На это тоже отводится две минуты. «Второй» должен сосчитать, сколько признаков «первый» назвал правильно.

4. Игра «Запретный номер»

Игра развивает самоконтроль, самодисциплину, а также укрепляет навыки счета.

Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2, 3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.

В качестве «запретных» выбираются числа: 4, 7

5. Игра «Четыре стихии»

Игра развивает внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

«Земля» — дети опускают руки вниз.

«Вода» — дети вытягивают руки вперед.

«Воздух» — дети поднимают руки вверх.

«Огонь» — дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

6. Игра «Запомни движение»

Игра развивает моторно-слуховую память.

Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть — встать — поднять руки — опустить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладонями вниз — опустить руки вдоль туловища — поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение 3. Отставить правую ногу вправо — приставить правую ногу — отставить левую ногу — приставить левую ногу.

Движение 4. Присесть — встать — повернуть голову вправо — повернуть голову прямо.

7. Игра «Слушай и исполняй»

Игра развивает внимание и память.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить движения в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево (на 90 градусов), присесть, встать. Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.