Детское экспериментирование как метод обучения
![]() |
Кириченко Виктория Владимировна Старший воспитатель |
В настоящее время мы педагоги дошкольного образования являемся свидетелями того, как в нашей работе сформировался еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, сходства и различия. Необходимость делать выводы об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и
делать выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами; но и накопление умственных умений.
Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование играет большую роль в развитии детей. Оно способствует развитию:
— любознательности
— любопытства
— интереса
— склонность детей к познанию
В результате экспериментирования проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования) продуктов детского творчества –
— новых построек
— рисунков
— сказок – продуктивная форма экспериментирования. Экспериментирование
пронизывает все сферы детской жизни, другие виды деятельности, в том числе и игровую, которая возникает позже экспериментирования, но затем преобретает статус ведущего вида деятельности.
Алгоритм экспериментирования:
- Постановка исследовательской задачи
- Уточнить правила ОБЖ в ходе экспериментирования (нельзя пробовать, во время эксперимента руками не трогать лицо, глаза)
- Уточнение плана деятельности
- Выбор и отбор материалов в зоне экспериментирования.
- Анализ, обобщение и фиксирование результатов:
— о чем узнали?
— откуда?
— как?
— почему?
Экспериментирование с водой, льдом, снегом:
«Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров:
— салфетки
— марли
— сетки
Очистить воду и уточнить с детьми, какой фильтр быстрее и лучше всего очистил воду.
Сделать выводы.
Оформить зарисовку опыта.
В группе имеется картотека опытов, которые можно сделать с детьми:
— с водой
— с песком
— со снегом
— с камнями
— с магнитом
— с воздухом
— на кухне.