Обновлено: 26.12.2015

Как разговорить молчуна ?

       Ольга Ивановна Лобанова
       Воспитатель

       

Вашему ребенку скоро 3 года, а он молчит, отворачивается , когда его спрашивают «как тебя зовут». В активе только «мама, папа, би-би», да еще несколько слов. Речь носит лепетный характер, а должна быть уже фраза и словарный запас 1,5 тысячи слов. Родители с нетерпением все ждут, когда же их малыш, наконец, заговорит  и поразит тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать, нужно играть!
Развитие речи самых маленьких зависит от нескольких условий:

  • нормального строения речевого аппарата (в его устройстве не должно быть серьезных проблем),
  • постоянного приглашения к разговору
  • и ( как давно доказано учеными ) уровня развития мелкой моторики (тонких движений пальцев рук). Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены рядоми тесно взаимодействуют. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции.Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов пальцев. Поэтому, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать егоручки.

Исходя из этого, первые игры для развития речи ребенка включают занятия, связанные непосредственно с процессом говорения: называнием, звукоподражанием, рассказом и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

И, если с мелкой моторикой все примерно понятно. Ребёнку необходимо предлагать всё трогать, гладить, хватать, предлагая при этомразличные игрушки (гладкие, шершавые, мягкие, твердые, холодные). Разбирать-собирать пирамидки, кубики, мозаики, пазлы, рамки-вкладыши, нанизывать бусины на нитку, шнуровки. А также рисовать пальчиковыми красками,  пластилином и крупами, лепить, вырезать ножницами. То развитие речи зависит только от желания и настроя родителей.

 Что делать?

Общее правило — разговаривайте с ребенком. Разговор – это привычка, и для вас и для ребенка: мама приучается комментировать все, что видит ребенок (это очень поможет в будущем без проблем отвечать на все детские «почему?» и «что это?»), а малыш приучается к тому, что разговаривать – это норма.Важно чтоб  ребёнок  слышал правильную, грамотную речь, чтобы в дальнейшем мог её подражать.

Во время любых игр обязательно проговаривайте вслух все действия с игрушками (даже с пирамидками), описывайте их (цвет, форму и т.п.). Если это куклы или животные, тоописывайте их переживания, произносите за них реплики. Ваши постоянные комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Обязательно говорите с ребёнком чуть медленнее и  делайте паузы, чтобы малыш усваивал речь и тоже мог внести свою лепту – произносить звуки или слова.
 

  • Развиваем дыхание.
    Для произнесения некоторых звуков («С», «З», «Ш» и т.п.) нужно уметь делать достаточно сильный выдох. Существует ряд  не сложных упражнений, которые помогут предотвратить запинания, «глотания» звуков и слов.

 

Например:

— На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков.

— Научите малыша выдувать мыльные пузыри (это к тому же просто хорошо тренирует губы).

— Подвесьте дома бумажную бабочку на нитке и предложите ребенку дуть так, чтобы она летала.
— Нарвите несколько клочков ваты (малыш может сделать это и сам), а затем предложите сдуть их с ладони или, посложнее, со стола. Снег пошел!
— Играйте в день рождения игрушек и задувайте свечки.
 

  • Пальчиковые игры-потешки.
    Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» «Этот пальчик дедушка» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы:стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, а также заряд положительных эмоции!
     

Мама и малыш рассказывают и показывают пальчиками простой стишок. Для таких игр можно использовать пальчиковые куклы – готовые или самодельные (простейшие варианты пальчиковых кукол из картона и обычных перчаток).

Разыгрывая историю, можно учиться передавать интонацию и особенности речи каждого персонажа: мышка пищит, медведь говорит басом, собачка лает.  Пока ребёнок не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки или просто показывать их действия: зайчик прыгает, медведь ходит, переваливаясь и т.п.
 

  • Звукоподражание

Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.
Это еще не совсем слова, но уже вполне значащие слоги (ту-ту, тик-так, ку-ка-ре-ку и тд) и шаг к тому, чтобы простое «му-му» превратилось в вожделенное «мама».

Как играть? Вариант первый: показать игрушку или картинку (например, кошку) и сказать, как она «говорит». Сначала только вы (а вскоре и ребенок) произносит: «Мяу». Так же и с другими картинками (как мычит корова, как воет волк и т.д.).

Вариант второй: предложить узнать по звукам кто так говорит: «мяу» — это кто к нам пришел? Ребенок либо показывает на картинку, либо, если он уже довольно большой, отвечает.
Для таких занятий будет полезна книга со множеством тематических картинок или наборы карточек.

  • Игры на развитие словарного запаса.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями.

Например:

— «Какого цвета?» Осваивать цвета можно постоянно: рассматривая с ребенком книжки с картинками или гуляя по улице. Называйте цвета окружающих предметов, не скупитесь – пусть в лексиконе со временем появится и фиолетовый, и розовый, и бежевый – чем больше, тем лучше.

— « Кто какой?»Не забывайте о прилагательных. Рассказывая ребенку сказки, важно упоминать не только кто и что сделал, но и как он выглядел и как именно говорил. Описания делают язык богаче, а истории увлекательнее. Никакие сухие учебные пособия, карточки с отдельными словами или переводные мультфильмы не научат ребенка говорить ярко и образно.

— «Кто? Чья мама?» Увидев на улице или на картинках животных, называйте всё «семейство»: мама – курица, папа-петух, ребенок-цыпленок и так далее. Если с кошкой, котом и котенком всё понятно, то многие названия далеко не очевидны — как ни странно, но многие дети даже в 6-7 летнем возрасте часто не могут сказать, как же зовут ребенка овечки. Классические стихи про зверей, например, «Детки в клетке» Маршака» или «Что ни страница — то слон, то львица» Маяковского, будут, как всегда, кстати.

— «А наоборот?» Когда словарный запас ребенка будет уже достаточно большим, можно начинать играть в подбор антонимов: длинный-короткий, большой-маленький, внизу-вверху, близко-далеко и т.п. Поскольку маленькому ребенку сложно представить что-то умозрительно, спрашивайте конкретно: Слон какой? (можно и руками для верности показать) – Большой! А мышка какая? – Маленькая!