Общение с аутичным ребенком
Цейтлина Елена Георгиевна
|
Аутизм — искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка (Психологический словарь, 1997, с.29). Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.
В период раннего детства у детей, страдающих аутизмом, навыки самообслуживания формируются медленно, почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата.
По мнению многих авторов в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире.
Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям — своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу.
В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем аутичные дети по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны.
Как общаться с аутичным ребенком?
- Относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами.
- Поддерживать тесный контакт с педагогами, специалистами.
- Понять насколько трудно их ребенку жить в этом мире и научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.
- Семейное чтение. В этом случае рекомендуется многократное, медленное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств.
- Совместное рисование, во время которого взрослый также активно описывает словами все, что рисует, терпеливо объясняет ребенку последовательность рисования, называет каждую деталь.
- Соблюдение режима дня.
- Поддерживать привычный для ребенка порядок вещей и обстановки.
- Создание семейных ритуалов.
Общаясь с ребенком уделять особое внимание отработке навыков общения