Обновлено: 20.05.2015

Общение с аутичным ребенком

Цейтлина Елена Георгиевна
Педагог-психолог

 

Аутизм — искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка (Психологический словарь, 1997, с.29). Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.

В период раннего детства у детей, страдающих аутизмом, навыки самообслуживания формируются медленно, почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата.

По мнению многих авторов в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире.

Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям — своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу.

В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем аутичные дети по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны.

Как общаться с аутичным ребенком?

  1. Относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами.
  2. Поддерживать  тесный контакт с педагогами, специалистами.
  3. Понять насколько трудно их ребенку жить в этом мире и научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.
  4. Семейное чтение. В этом случае рекомендуется многократное, медленное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств.
  5. Совместное рисование, во время которого взрослый также активно описывает словами все, что рисует, терпеливо объясняет ребенку последовательность рисования, называет каждую деталь.
  6. Соблюдение режима дня.
  7. Поддерживать привычный для ребенка порядок вещей и обстановки.
  8. Создание семейных ритуалов.

Общаясь с ребенком уделять особое внимание  отработке навыков общения