Как научить ребенка любить… читать?
![]() |
Елена Петровна Осипова
Учитель — логопед |
-
Чтение должно соединяться у ребенка ТОЛЬКО с чувством удовольствия. Не заставляйте и не уговаривайте ребенка. Он должен САМ захотеть читать.
-
Дети, у которых существуют проблемы с чтением делятся на две основные группы: одни любят, чтобы им читали, другие – не любят ни читать, ни слушать. У первой группы нежелание читать – от отсутствия навыка быстрого чтения. Медлительность процесса начинает вызывать у ребенка раздражение. Постарайтесь выбрать интересный текст с ярким сюжетом, остановитесь на самом интересном месте и попросите ребенка почитать немного без вас, пока вы не сделаете срочно появившееся дело. Затем превратите чтение в игру: строчку – ты, две строчки –я. Можно читать по ролям. Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить.
-
Старайтесь исправлять ошибки ребенка при чтении очень незаметно.
-
Книга для ребенка должна быть яркая, с большим количеством картинок и с крупными буквами, а самое главное – с интересным сюжетом. Если ребенок заинтересуется иллюстрациями, то он начнет слушать и книгу.
-
Основная деятельность у ребенка – игровая, поэтому играйте с ребенком. Можно разложить для ребенка по всей квартире небольшие послания. Ребенок с удовольствием будет разыскивать записочки и читать их: «Привет! Улыбнись!», «Беги скорее, поцелуй маму», а потом он и сам будет писать подобные записочки для вас. Чтение при использовании такой методики становится не техническим, а содержательным. С чтением у ребенка будет связываться чувство удовольствия и радости.
-
Используйте различные технические средства. В продаже есть много книг, к текстам которых существуют аудиозаписи. У ребенка появится возможность слушать профессионально озвученный текст и самостоятельно просматривать картинки в книжке.
-
При совместном чтении подталкивайте ребенка к более активному участию, чем просто слушание. Сделайте в чтении паузу, рассмотрите и обсудите картинки. Дайте ребенку возможность отгадать дальнейший ход сюжета – это будет развивать его аналитические способности и речь.
-
При чтении вслух, чем больше вы входите в роль, тем лучше ваш ребенок будет следить за сюжетом. Будьте смешными, говорите разными голосами, сделайте домашний театр.
-
Используйте куклу! Пока вы читаете, кукла (то есть вы за нее) вмешивается со своими вопросами и комментариями. После чтения ребенок обсуждает с ней книгу.
-
Можно при чтении вслух допридумывать сюжет, включая в него членов вашей семьи и самого ребенка. Используйте в чтении импровизации, интересные мелочи из вашей повседневной жизни. Детям очень нравится придумывать персонажи, имена для них, решать, где они живут, какие они, а также определять будет ли конец счастливым или грустным. Таким образом вы устанавливаете тесную связь между реальным миром ребенка и миром книги, которую читаете, ребенок становится активным участником событий.
-
Необходимо сделать чтение семейной традицией. Возьмите себе за правило, например, чтение перед сном. Совместные переживания за судьбу героев очень помогают не только в воспитании ребенка, но устанавливают прочные эмоциональные связи и доверительные отношения между вами.
-
Преподносите чтение, как награду. Если ребенок плохо себя ведет, предупредите его, что тогда вы отмените вечернее чтение. С психологической точки зрения рейтинг чтения в таком случае поднимается. Но при этом за провинности не стоит наказывать его тем, что ребенок не будет смотреть мультфильмы, поднимая тем самым рейтинг телевизора.
-
Помните, что телевизор, видео, компьютер – враги книгам. Если привычка смотреть телевизор стало для ребенка правилом, постарайтесь расставить необходимые акценты между телевизором и книгой в пользу книги.
-
Возьмите за правило: на просьбы «помоги» или «поиграй», мама может и не отреагировать, а просьба «давай вместе почитаем» удовлетворяется всегда.
-
Помогают привить любовь к чтению диафильмы. Даже самого неусидчивого ребенка завораживают картинки на стене его комнаты. К тому же просмотр диафильмов – это таинственный ритуал: задергиваются шторы, что-то налаживается…
-
Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок уже умеет это сам. Он узнает много полезного из чтения вами более сложных книг. Кроме этого, он получает удовольствие просто от звука вашего голоса и от контакта с вами.
-
Необходимо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книгах должно пресекаться сразу. Книги нельзя кидать на пол. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям.
-
«Читать, обсуждать – все это здорово, но где взять на это время?» — спрашивают родители. Конечно, все очень загружены. Но и из этой ситуации можно найти выход: «Пока я занята, пожалуйста, почитай мне вслух. Мне так интересно, что там было дальше в той сказке, которую мы с тобой вчера не закончили». Стоит только раз попробовать такое домашнее чтение и ребенок будет ждать его как праздник.