Последнее обновление: 03.06.2018

Разговор, как психотерапевтическое средство

Цейтлина Елена Георгиевна
Педагог-психолог

 

 

Общаясь с ребенком мы формируем у маленького человека общечеловеческие ценности. Называя каждый предмет, действие, любое явление, событие, отмечая словом хорошее и плохое, красивое и безобразное, доброе и злое, радостное и грустное, мы очеловечиваем развивающуюся психику, формируем не только новые уникальные знания об окружающем мире вещей и людей. Но и очень важную эмоциональную сферу ребенка, сложные эмоции: сочувствия, сопереживания, содействия. Поэтому следует объяснять ребенку, что только человек может творить добро, и кто такой добрый человек. И здесь слово, сказанное взрослым, выполняет особую функцию, создает духовные ценности, учит пониманию добра и зла, хорошего и плохого.

Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают затруднения и наша задача помочь ему решить их.

Использование рассказов при терапии включает сочинение историй, которые рассказывают детям, сочинение разных историй детьми, чтение рассказов из книг, привлечение каких-либо предметов как материала для сочинения рассказов. В число таких предметов могут включаться разнообразные картинки, проективные тесты, куклы, узоры на песке, детские рисунки. Полезны театральные реквизиты.

Проговаривание и проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе.

Родители заметили, что пятилетний Вася постоянно рассказывает им о том, как он дерется со своим обидчиком, какие удары наносит, как тот падает, переворачивается, летит от одного угла группы до другого, сколько крови из того вытекает. Родители обеспокоены агрессивностью фантазий ребенка, хотя прекрасно знают, что он и «мухи не обидит». Фантазии о победах, превосходстве, свойственные тихому, робкому мальчику, в данном случае – источник выхода обид и агрессии, механизм психологической защиты. Понимание этого дало возможность родителям узнать о конфликте Васи с обидчиком и помочь разобраться ему в своих чувствах и переживаниях. Вася теперь с удовольствием ходит на занятия «у-шу», развивается физически, становится спокойнее и увереннее в себе.

Фантазии часто сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах.

В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребенка отличается спокойствием, отсутствием серьезных нервно-психических перегрузок.

Чаще встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью, ребенок невротизируется, испытывает психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. В психологии есть очень четкое высказывание: «Невроз ребенка – это невроз семьи».

Помочь ребенку полностью избавиться от невроза без помощи родителей невозможно, но создать комфортные условия пребывания в детском саду, попытаться понять его проблемы – наша задача.

Понять проблемы ребенка может помочь техника «закончи рассказ». Например, предлагается продолжить такой рассказ: «Однажды …(называется имя реебенка) пришел в детский сад и увидел, что воспитательница дала детям новую интересную настольную игру. Все дети хотели в нее играть. …(имя ребенка) быстро разделся и тоже подошел к играющим детям…»

Можно использовать так же и технику совместного рассказывания. Суть техники заключается в том, что сначала предлагается ребенку рассказать историю, затем рассказывается история собственного сочинения, в которой участвуют те же персонажи, которые использовал ребенок, но предлагая лучшее решение. Поскольку рассказ ребенка представляет собой проекцию, он будет отражать какие-то из жизненных ситуаций ребенка. Каждый рассказ заканчивается выводом или моралью, вытекающим из фабулы рассказа.

Непосредственное вербальное самовыражение обладает мощным воздействием на внутренний мир ребенка.