Последнее обновление: 14.01.2016

Что необходимо знать ребенку к 1 классу

Цейтлина Елена Георгиевна
Педагог-психолог

 

  1. Я и общество

Дети должны знать:

  • название нашей страны и ее столицы;
  • название родного города, свой адрес;
  • уметь рассказать о своей семье.

 

  1. Предметный мир

Дети должны уметь:

  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • называть материалы, из которых они изготовлены;
  • понимать значение обобщающих слов (мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты, транспорт, времена года, дни недели и т.д.).

 

  1. Животный мир

Дети должны иметь представление:

  • о домашних и диких животных;
  • о перелетных и зимующих птицах;
  • о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

 

  1. Развитие речи

Ребенок, поступающий в школу должен:

  • правильно произносить все звуки;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы, антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

 

  1. Математика

Дети должны знать:

  • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
  • состав чисел из двух меньших.

      Дети должны уметь:

  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • соотносить цифру и число предметов;
  • правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • устанавливать какое число больше (меньше) другого;
  • уравнивать неравное число предметов двумя способами(добавить, убрать);
  • сравнивать предметы разные по величине (длине, широте, высоте);
  • выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
  • сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
  • измерять длину предметов с помощью условной мерки;
  • различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;
  • составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
  • уметь ориентироваться на листе бумаги;
  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра;
  • знать дни недели, их последовательность;
  • уметь называть месяцы года.

 

      6. Рисование

Дети должны:

  • правильно сидеть при рисовании;
  • уметь держать карандаш, кисти и пользоваться ими;
  • использовать гуашь, акварель;
  • уметь наносить легкий контур карандашом;
  • правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, соотношение по величине; цвета и их оттенки;
  • уметь располагать изображение на листе бумаги;
  • рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки);
  • изображать сюжетные рисунки: картины природы, сюжеты из сказок и т.д.

 

      7. Физическое развитие

К обучению в школе ребенок умеет:

  • выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метанья, лазанья;
  • прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты до 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку;
  • перебрасывать набивные мячи;
  •  метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м;
  • ходить на лыжах переменным и скользящим шагом;
  • плавать 15 м.

 

                     Для проверки определения круга знаний и представлений можно использовать «Ориентировочный тест школьной зрелости».

Материал: лист бумаги, на котором вы будете фиксировать баллы, набираемые ребенком за ответы на вопросы.

Инструкция для взрослого:

Вы задаете вопрос, ребенок отвечает. Время ответа не ограничено. Дайте ребенку возможность подумать. Если он дал неверный ответ, но был близок к правильному, предложите ему подумать еще.

Инструкция для ребенка:

Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты постарайся на них ответить. Не спеши при ответе на вопросы и хорошенько думай.

Вопросы:

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь мужчиной или женщиной?
  4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через 2 года?
  6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше обед или ужин?
  8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес?
  9. Кем работает твой папа, мама?
  10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
  11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  14. Что делает почтальон, врач, учитель?
  15. Зачем в школе нужны звонок, парта?
  16. Ты хочешь учиться в школе?
  17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Зачем нужны глаза, уши?
  18. Каких животных ты знаешь?
  19. Каких ты знаешь птиц?
  20. Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап у собаки или петуха?
  21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.
  22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

Оценка результатов:

  1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных).
  2. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает 0,5 балла.
  3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:»Мама работает инженером. У собаки больше лап, чем у петуха». Неверными считаются ответы типа: «Мама работает на работе. Папа Коля».
  4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22. Они оцениваются:

В.5: 1 балл – ребенок правильно называет сколько ему лет;

        3 балла – ребенок называет года с учетом даты и названия месяца.

В.8:  2 балла – за полный домашний адрес с названием города;

         1 балл – неполный адрес.

В.15: За каждое правильно указанное применение школьной атрибутики 1 балл.

В.22: 2 балла – за правильный ответ.

  1. Вопрос 16 оценивается совместно с вопросом 15.  Если за ответ на вопрос ребенок получил 2 балла и дал положительный ответ на вопрос 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе.

 

Высокий уровень – 24- 29 баллов

Средний уровень – 20-23 балла

Низкий уровень   — ниже 20 баллов.