Последнее обновление: 19.11.2019

Формирование самооценки ребенка дошкольного возраста

Ковель  Ульяна  Федоровна

Воспитатель

Самооценка — это многоаспектное и структурное личностное образование. Многие авторы отмечают, что структура самооценки включает когнитивный и эмоциональный компоненты. Первый подразумевает все те знания, которые индивид получил о себе, второй выражает собственное отношение к себе. Основу когнитивного компонента составляет общение, знакомство с миром, сравнение себя с другими. Чаще самооценка появляется на основе эмоционального компонента и как отмечает Столяренко, «происходит «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе». К концу дошкольного возраста соответствие эмоционального и когнитивного компонентов нормализуется.

В.С. Мухина отмечает, что самооценка начинает формироваться в семье, ребенок понимает, что его любят, уважают и принимают со всеми его недостатками.

Особую роль в формировании самооценки занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду относится возраст детей от 5 до 7 лет. В этот период жизни у ребенка закладываются будущие основы личности, происходит формирование потребностей, которые заключаются в уважении и признание его взрослыми и сверстниками.

По мнению Л.И. Божович, у дошкольников формируется самооценка, опирающаяся на создаваемый ими учет собственных достижений, оценок и одобрения окружающими. Впоследствии оценочного взаимодействия с окружающими людьми у ребенка появляется представление и о себе.

Поведение, опыт и развитие ребенка согласуются с его самооценкой. У ребенка проявляется противопоставление своих желаний с оценкой окружающих. Чаще всего дети начинают искажать свои потребности, чтобы не быть «плохим ребенком». Дошкольникам присуща зависть, которую они не любят показывать, но которая негативно сказывается на их самооценке. Они начинают лгать, приукрашать себя, свои поступки, пытаясь предстать для окружающих в более выгодном свете. Следовательно, такое поведение оказывает негативное влияние на него самого.

Анализ литературы свидетельствует о том, что самооценка может быть завышенной и заниженной. В свою очередь, у дошкольника с завышенной самооценкой, при её стабилизации в будущем могут формироваться высокомерие и некритичность. С другой стороны, у ребенка с заниженной самооценкой начинает преобладать замкнутость, неверие в свои силы. Адекватно завышенная самооценка вселяет в ребенка уверенность, обеспечивает благоприятное эмоцио­нальное состояние.

При вступлении в старший дошкольный возраст у ребенка преобладает завышенная самооценка, ее наличие объясняется склонностью детей переоценивать и завышать представление о своих умениях. Для него является трудной задачей признать свои результаты хуже других, потому что это является признанием себя вообще хуже сверстников. Оценка самого себя у дошкольников напрямую зависит от любви и заботы родителей, от того как его оценивают окружающие. Заниженная оценка оказывает отрицательное влияние, а завышенная преувеличивает его возможности. Отсюда следует, что формирование адекватной самооценки зачастую зависит от справедливой оценки взрослых. Постепенно ребенок отделяет себя от оценки других, понимание своих сил обуславливается не только мнением окружающих, ребенок принимает во внимание собственный опыт. Но дети как с завышенной, так и с заниженной самооценкой сильно подвержены влиянию внешней оценке.

Основанием для успешного развития личности, по мнению Л.И.Божович, А.И.Липкиной, А.В.Захаровой, И.В.Дубровиной, служит адекватность самооценки, которая лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе, своих возможностях, обеспечивая психическое и психологическое здоровье индивида.

Ряд авторов определяют, что самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, его критичность к своим поступкам, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на успешность социализации дошкольника, на индивидуализацию его развития. Поэтому так важно знать уровень сформированности самооценки у детей дошкольного возраста.

В детстве у человека формируется самосознание и начинают складываться первые представления о себе. В связи с проблемой развития и формирования самосознания в отечественной психологии рассматривается и самооценка личности ребенка. По этому вопросу можно выделить работы таких психологов как: А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин. Были проведены исследования, связанные с особенностями самооценок и их взаимосвязью с оценками окружающих. Это работы Е.И. Савонько, Е.А. Серебряковой, А.И. Липкиной, В.А. Горбачевой.

В дошкольном возрасте развитие личности тесно связано с развитием самосознания ребенка. Самосознание обеспечивает сознательное и свободное отношение воспитанника к действительности, к себе и к своим собственным возможностям. Формой проявления самосознания выступает самооценка ребенка. Она складывается на основе приобретенного им опыта, оценок социального окружения, культурных норм, эталонов поведения. В младшем дошкольном возрасте самооценка имеет абсолютно положительный характер и не зависит от удач или неудач конкретных действий ребенка. Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. Дети 4-5 лет связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих, в 5-6 лет — обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Кроме того, ребенок осознает не только те качества, которые характеризуют его сегодня, но и потенциальное «Я». Этот процесс вполне закономерен и его проявление в самооценке дошкольника может служить показателем развития детской личности.

В формировании самооценки ребенка одну из главных функций выполняют рефлексивные методы работы. С их помощью он учится проявлять свои собственные размышления, оценивать свои возможности.

В старшем дошкольном возрасте, на основе самооценки возникает саморегуляция собственной деятельности (контроль над своим поведением). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить ее лучше, стремление сравнить ее с деятельностью других. То есть, ситуация самоконтроля дает детям стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом. Основными способами формирования самоконтроля выступают: акцентированный показ двигательного действия с выделением ведущих элементов движения и контрольных точек самоконтроля, широкое использование наглядных средств обучения (рисунки, схемы), исполнение вариативных действий по образцу, обсуждение способов выполнения двигательного действия, восприятие двигательного действия в медленном темпе, выполнение двигательного действия с проговариванием ведущих элементов. Направленность ребенка на собственные внутренние и внешние действия рождает способность управления собой, самооценивания себя.

Ранние этапы онтогенеза человека являются во многом решающими в его дальнейшем развитии. Например, показано, что уровень и характер развития исполнительных функций (и других показателей саморегуляции) в раннем детстве предсказывает уровень их функционирования в среднем детстве и подростковом возрасте, а он, в свою очередь, тесно связан с жизненной успешностью взрослого человека — финансовым благополучием, физическим здоровьем, доверием к романтическому партнеру, наличием или отсутствием разного рода зависимостей, вовлеченностью или невовлеченностью в криминальное поведение и т. д.

С точки зрения системно-субъектного подхода, реализующего эволюционный подход к проблеме развития субъекта, человек как субъект начинает развиваться уже с младенчества, в процессе выделения себя из физического и социального мира, интегрируя и концептуализируя собственную активность и активность Другого. По аналогии с основными функциями психических процессов, выделенных Б. Ф. Ломовым, выделяются и три функции субъекта: когнитивная, коммуникативная и регулятивная. В качестве когнитивной функции рассматривается понимание и «модель психического» как ее основа, а в качестве регулятивной функции — контроль поведения (коммуникативная функция субъекта представлена континуумом субъект-субъектных и субъект-объектных взаимодействий и здесь не рассматривается).

Уже с самых ранних этапов своего развития субъект взаимодействует с окружающей средой как предметной, так и социальной и роль ближайших взрослых — родителей, семьи — в становлении субъектности трудно переоценить. Конечно, здесь реализуется принцип, выдвинутый С. Л. Рубинштейном: «Внешние предпосылки действуют через внутренние условия», т. е. родительско-детское взаимодействие преломляется через индивидуальные особенности ребенка, так же, как и родителя.