Последнее обновление: 16.11.2014

Упражнения  для детей с нарушением носового дыхания

Муравейникова Анна Васильевна
Воспитатель логопедической группы №2

          После перенесенной операции  по удалению аденоидов у ребенка,  родители обеспокоены появлением насморка. У них  возникает много вопросов, как вести себя при появлении насморка, какие кардинальные меры можно применить. Первое время  после операции у ребенка сохраняется ротовое дыхание, хотя препятствий для носового дыхания нет. Имея большой стаж практической работы с детьми, рекомендую простые и эффективные упражнения, способствующие  восстановлению носового дыхания.

  1. Ходьба  с удлиненным вдохом и выдохом через нос.
  2. Бег на месте с глубоким дыханием через нос.
  3. Приседание с дыханием через нос.
  4. Дыхание попеременно  через правую и левую половину носа.
  5. Движение руками в виде рывков с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и резким выдохом через нос.
  6. Движение руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот.
  7. Наклоны туловища в стороны на выдохе со звуком М и Н.
  8. Вдох, затем толчкообразный  выдох через нос.

                 Следующий комплекс упражнений

  1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4- 5 раз) через каждую половину носа.
  2. Встать, ноги на ширине плеч. Дышать только через нос. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять медленно по 5 раз.
  3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать  через другую до 5 – 6 раз через каждую половину носа.
  4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6раз)
  5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м – м – м» (медленно до 8 раз).
  6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха; на 2 счета – вдох, на 3 – 4 – 5 – 6 выдох; на 2 счета – вдох, на

      3 – 4 – 5 – 6 – 7 – выдох (2 – 3 мин)

Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с голосовыми.  Ребенок может повторять текст со взрослым. Совместное  чтение стихотворного текста помогает развитию голоса ребенка.

  1. Я  жук, я жук!

Я тут живу,

Жужжу, жужжу,

Гляжу, лежу.

Я не тужу,

Всю жизнь жужжу:

Ж – ж – ж –ж.

  1. Топоры – то, топоры

Так и сыплются с горы.

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

Утюги бегут покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают.

  1. Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хотя не жаль, барану лба,

Но лбом не сбить ему столба.

Если после операции (удаление аденоидов, нёбных миндалин) у ребенка появилась открытая гнусавость, то для тренировки подвижности мягкого нёба, которое считается голосообразующим центром, рекомендуется читать вслух стихи, где имеются определенные звуковые сочетания.

В стихотворении о кукушке ребенок может произносить лишь окончание строфы – «ку – ку».

                         Кукушка

Кукушки голос заунывный

Под стать неяркому деньку,

Простосердечный и отзывный,

С утра до вечера:

                              «Ку – ку!»

То близко, то далеко где – то

Гуляет по всему леску,

И тихо расцветает лето

Под это милое

                              «Ку – ку!»

Чуть пахнет перегретой смолкой…

Лицо подставим ветерку,

Лежу, блаженствую под елкой

И слушаю           

                               «Ку – ку, ку – ку!»

                                                                      Е. Благинина

Песенка жука                                                             Жук

Я веселый                                                         — Жук, жук, пожужжи,

Майский жук.                                                 Где ты прячешься, скажи?

Знаю все                                                            — Жу, жу, жу, жу,

Сады вокруг,                                                   Я на дереве сижу.

Над лужайками кружу,                                    — Жук, жук, покажись!

А зовут меня                                                   Надо мною покружись!

Жу – жу.                                                          – Жу, жу, жу, жу,

Жу – жу?                                                          Я летаю и жужжу.

Потому что я

Жужжу.       

Еж и чиж                                                             Еж

Есть иголки у ежа                                              — Был бы, же,

Клюв и крылья у чижа                                      Ты хорош.

Молока дадим ежу,                                           Только в руки

Крошки вкусные чижу.                                     Не возьмешь, 

                                                                             — Не хорош?

                                                                             Ну и что ж.

                                                                             Без иголок

                                                                              Я не еж.

   Важно использовать игровые  ситуации , пеняя силу звучания, высоту голоса, что предупреждает его утомляемость при длительных упражнениях.

    Тексты подбирают исходя из интересов, развития, увлечений  ребенка, с учетом отработки определенных звуков на произношения.

     Текст читают то медленно, то быстро, то нараспев, меняя интонации построчно. Во всех случаях учитываем возраст и общее развитие ребенка.