Упражнения для детей с нарушением носового дыхания
|
Муравейникова Анна Васильевна |
После перенесенной операции по удалению аденоидов у ребенка, родители обеспокоены появлением насморка. У них возникает много вопросов, как вести себя при появлении насморка, какие кардинальные меры можно применить. Первое время после операции у ребенка сохраняется ротовое дыхание, хотя препятствий для носового дыхания нет. Имея большой стаж практической работы с детьми, рекомендую простые и эффективные упражнения, способствующие восстановлению носового дыхания.
- Ходьба с удлиненным вдохом и выдохом через нос.
- Бег на месте с глубоким дыханием через нос.
- Приседание с дыханием через нос.
- Дыхание попеременно через правую и левую половину носа.
- Движение руками в виде рывков с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и резким выдохом через нос.
- Движение руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот.
- Наклоны туловища в стороны на выдохе со звуком М и Н.
- Вдох, затем толчкообразный выдох через нос.
Следующий комплекс упражнений
- Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4- 5 раз) через каждую половину носа.
- Встать, ноги на ширине плеч. Дышать только через нос. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять медленно по 5 раз.
- Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5 – 6 раз через каждую половину носа.
- Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6раз)
- Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м – м – м» (медленно до 8 раз).
- При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха; на 2 счета – вдох, на 3 – 4 – 5 – 6 выдох; на 2 счета – вдох, на
3 – 4 – 5 – 6 – 7 – выдох (2 – 3 мин)
Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с голосовыми. Ребенок может повторять текст со взрослым. Совместное чтение стихотворного текста помогает развитию голоса ребенка.
- Я жук, я жук!
Я тут живу,
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу.
Я не тужу,
Всю жизнь жужжу:
Ж – ж – ж –ж.
- Топоры – то, топоры
Так и сыплются с горы.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
- Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль, барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.
Если после операции (удаление аденоидов, нёбных миндалин) у ребенка появилась открытая гнусавость, то для тренировки подвижности мягкого нёба, которое считается голосообразующим центром, рекомендуется читать вслух стихи, где имеются определенные звуковые сочетания.
В стихотворении о кукушке ребенок может произносить лишь окончание строфы – «ку – ку».
Кукушка
Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку,
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:
«Ку – ку!»
То близко, то далеко где – то
Гуляет по всему леску,
И тихо расцветает лето
Под это милое
«Ку – ку!»
Чуть пахнет перегретой смолкой…
Лицо подставим ветерку,
Лежу, блаженствую под елкой
И слушаю
«Ку – ку, ку – ку!»
Е. Благинина
Песенка жука Жук
Я веселый — Жук, жук, пожужжи,
Майский жук. Где ты прячешься, скажи?
Знаю все — Жу, жу, жу, жу,
Сады вокруг, Я на дереве сижу.
Над лужайками кружу, — Жук, жук, покажись!
А зовут меня Надо мною покружись!
Жу – жу. – Жу, жу, жу, жу,
Жу – жу? Я летаю и жужжу.
Потому что я
Жужжу.
Еж и чиж Еж
Есть иголки у ежа — Был бы, же,
Клюв и крылья у чижа Ты хорош.
Молока дадим ежу, Только в руки
Крошки вкусные чижу. Не возьмешь,
— Не хорош?
Ну и что ж.
Без иголок
Я не еж.
Важно использовать игровые ситуации , пеняя силу звучания, высоту голоса, что предупреждает его утомляемость при длительных упражнениях.
Тексты подбирают исходя из интересов, развития, увлечений ребенка, с учетом отработки определенных звуков на произношения.
Текст читают то медленно, то быстро, то нараспев, меняя интонации построчно. Во всех случаях учитываем возраст и общее развитие ребенка.