Последнее обновление: 14.12.2015

Развитие изобразительной деятельности

Васильева Елена Анатольевна
Воспитатель

 

Детская изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и на протяжении дошкольного возраста качественно изменяется. Относительно раннего и младшего дошкольного возраста выделяют так называемый доизобразительный этап развития деятельности (как правило, до 2,5-3 лет), характеризующийся манипулятивными действиями с материалами и инструментами, непроизвольностью действий, отсутствием замысла, обусловленный развитием моторных функций. На этом этапе детям интересен материал (что с ним можно делать: мять, комкать бумагу, «чирикать» карандашом). Изобразительный этап связан с появлением преднамеренности в замысле деятельности, освоением средств изображения, созданием изображений и развитием умений, и включает ряд студий (схем, полусхем и др.) (Л.С. Выготский, Г. Кершенштейнер).

         Рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование, как виды детской изобразительной деятельности, имеют свои своеобразные черты (в рисовании – передача объема, пространства особыми средствами композиции, пропорций; в лепке – передача объемности и пластики предметов и явлений, в аппликации – силуэтность, упрощенность форм и локальность цветовой гаммы, особая последовательность «выполнения» работы). Но в дошкольном возрасте они часто интегрированы: ребенок апплицирует образ и дорисовывает недостающие детали, лепит из пластилина и дорисовывает «узор» стекой, что отмечается как синкретические проявления, и рассматривается в рамках интеграции видов деятельности (З.А. Богатеева, Г.М. Вишнева, Т.М. Казакова, Т.С.Комарова, Н.А. Курочкина, Л.В.Пантелеева, Л.А. Парамоновой, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н. Халезова и др.).

            В процессе рисования, лепки, аппликации наблюдаются различия в направленности создаваемого изображения и задействованных в данном процессе умений, в связи с чем, выделяют предметное, требующее передачу форму и структуры предмета, его пространственно-размерных свойств, основных, типичных и индивидуальных признаков, фактуры и цвета: изображение овощей и фруктов, предметов мебели и игрушек, несложных транспортных средств, образов зверей и птиц, «портреты» людей и сказочных персонажей; сюжетное, основанное на передачи изобразительными средствами (композиции, цвета, ритма, форм) отношений, события, сюжета: прогулка, эпизод сказки или мультфильма, событие детской жизни; декоративное изображение, основанное на ритме, интересном композиционном и цветовом решении, подчиненном идее украшения: декорирование основ в стилистике народных промыслов (в младшем возрасте заполнение форм «платочка» или «шарфика» ритмичными отпечатками; в средне-старших группах – фигурок зверей и птиц промыслов Дымково, Каргополье, Гжель, Хохлома), придумывание «дизайна» для предметов одежды кукол, украшение пространства группы.

           На протяжении дошкольного возраста дети осваивают умения определять замысел будущей работы (целепологание): принятие и удерживания замысла (в младше — среднем) или выбор замысла самостоятельно (в средне – старшем возрасте)), умения отобрать содержание (впечатления, представления, которые ребенок стремиться отразить в рисунке или лепке), освоение средств и способов создания изображения;

также активно осваивают изобразительно-выразительные средства (создание простых форм, передачи формы предметов, построения композиции, выбор цветовой гаммы изображения, ритма, симметрии, линии и т.п.); приобретают умения технического характера – «ручной умелости» (формы сенсомоторной способности) как необходимых средств создания изображения (владение инструментом: кистью, карандашом, ножницами; координация руки, изменение силы нажима и амплитуда руки в процессе штриховки, освоение приемов обработки лепных материалов и т.п.); осваивают разные техники, понимаемые как «совокупность технических и выразительных приемов создания художественного образа в определенном материале», способы создания изображения и приемы, которые становиться основой для самостоятельного поиска, выражения собственных впечатлений (живописные, графические, пластические, декоративно-оформительские). Интересны современным детям техники и приемы: рисования акварелью по сырому листу, на мятой бумаге, гуашью или пастелью по бархатной бумаге, углем, сангиной; ладонная и пальцевая техника; печатание (штампиками, коробками, предметами, природными объектами (листьями)); набрызг по трафарету; техники ниткографии, кляксографии; монотипии и др.).

          Детская деятельность поддерживается освоением разнообразных изобразительных материалов (гуашь, акварель, карандаши графитные и цветные, мелки восковые и меловые, сангину, пластилин и глину, апплицируют из разнообразных материалов (бумаги, фольги, ткани, пищевых продуктов и т.п.); дети с удовольствием строят постройки из строительных и геометрических конструкторов и мозаик, бумаги (оригами, квиллинг, бумагопластика), природных и так называемых бросовых (или предметных) объектов (упаковок, одноразовой посуды, фантиков, катушек, футляров). Постепенно дети осваивают не только свойства материалов и способы их использования, но и научаются подбирать материалы, позволяющие раскрывать замысел, создавать выразительные образы (например, изображение туманного утра с помощью акварели и приема «по-сырому», фактуры меха зверка приемом «щетинной кисти» или сангиной).

        В старших группах детского сада важным является развитие рефлексии, умений планировать свою деятельность, достигать задуманного (результативности и качественности деятельности), самостоятельности, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ).