Последнее обновление: 17.06.2015

Развитие гендерных взаимоотношений детей 4—5 лет в сюжетно-ролевой игре.

Серебренникова Татьяна Петровна

Учитель-логопед

Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура.

В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты; формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.

Наиболее своевременным возрастом для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей является средний дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте ярко наблюдается интерес детей к сверстникам своего пола. В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться то звено самосознания, которое представляет ребенка как мальчика или девочку. Это, прежде всего, проявляется в сюжетно-ролевых играх детей, в которых они подражают социальным ролям взрослых. Для игры дети группируются по признаку пола, так как именно в среднем дошкольном возрасте появляется особый интерес к детям своего пола, появляется специфическое чувство «мы» («мы — мальчики», «мы — девочки»). Поэтому сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.

Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых.

Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, проявления избирательности, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.

Освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что, в свою очередь, качественно меняет характер и содержание взаимодействия. Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о различного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия. В результате игры носят стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены.

Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка и условную — взрослого. Но у

мальчиков и девочек разное игровое отражение мира взрослых, что обусловлено их половой принадлежностью.

Для того чтобы сюжетно-ролевая игра стала средством воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, необходима правильная ее организация и руководство.

Организацию и руководство сюжетно-ролевой игрой детей важно строить на результатах диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков и девочек. Игровая деятельность мальчиков и девочек пятого года жизни имеет свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, в выборе сюжетов, в игровых умениях (распределении ролей, ролевом взаимодействии), в игровом творчестве. Эти особенности являются как традиционными, так и новыми, современными.

К традиционным особенностям

можно отнести то, что девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии;

мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и делах.

То есть тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а мальчиков — техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Девочки и мальчики пяти лет предпочитают играть только с детьми своего пола.

Современные особенности:

игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино);

игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.

В сюжетно-ролевые игры, как девочек, так и мальчиков входят разнообразные игрушки, а не только ими предпочитаемые. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков — разнообразнее. Как мальчики, так и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов. Уровень развития игры у мальчиков выше, чем у девочек.

Выявленные особенности ярко раскрывают детскую игровую субкультуру современных мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста, гендерную специфику игровой деятельности детей, а также их взаимоотношений.

Организация игровой деятельности с учетом изученных особенностей позволяет педагогам воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли

мужчины и роли женщины в семье и в обществе. Поэтому педагог должен сопровождать игровую деятельность мальчиков

девочек:

использовать прямые и косвенные приемы ее руководства, осуществлять педагогиче-скую поддержку мальчика и девочки, создавать специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.

Приведем примеры организации педагогом игровых взаимодействий в сюжетно-ролевой игре «Фантазеры», которая построена на выявленных особенностях игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни с целью воспитания гендерных взаимоотношений детей.

Примеры ситуаций игрового взаимодействия взрослого с мальчиками и девочками в сюжетно-ролевых играх.

Игра-состязание «Кто сильнее»

ЦЕЛЬ

Воспитывать у мальчиков такие качества характера, как мужественность, силу воли, упорство.

ХОД ИГРЫ

Взрослый приглашает всех мальчиков принять участие в состязании. Девочки принимают участие как болельщики. По желанию выбираются первые два участника игры. Они садятся за стол напротив друг друга. Взрослый объясняет им, что игра заключается в том, чтобы крепко ухватив ладонь противника, положить его руку на стол. Девочки возгласами и жестами подбадривают соревнующихся.

В паре выигрывает тот, у кого сильнее и крепче рука.

Взрослый приглашает следующего ребенка, который хотел бы помериться силой с победителем.

Игра – соревнование «Рыцарский турнир»

ЦЕЛЬ

Воспитывать у мальчиков такие мужские качества, как сила, ловкость, быстрота, умение и прочее.

ХОД ИГРЫ

Взрослый объясняет детям, кто такие «рыцари» и что обозначает их соревнование- «турнир».

Взрослый проводит игру в спортивном зале. Девочки участвуют в роли судей.

Соревнующиеся мальчики-рыцари выполняют следующие задания:

* Попадание в цель;

* Лазание по шведской стенке;

* Бег с препятствиями;

* Вариант игры по типу «городков», но на разбивание кеглей;

* Прохождение по лабиринту (кегли расставляются в различном расположении);

* Прыжки на небольшое расстояние с мячом, зажатом между ног, и прочие задания с использованием спортивного инвентаря.

Для подведения результатов соревнования участники игры выстраиваются перед судьями. Девочки-судьи награждают каждого из них аплодисментами. Победителем признается тот, для кого прозвучали наиболее громкие аплодисменты.

Подвижная игра «Цветы и пчелки»

ЦЕЛЬ

Учить детей выразительным движением, соответствующим представлению о женском и мужском поле.

ХОД ИГРЫ

Взрослый предлагает детям распределиться на две команды- девочек и мальчиков. Взрослый договаривается с ними, что девочки будут изображать пчелок, а мальчики – цветы.

Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: вззззззззззз. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки.

По сигналу взрослого дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притопывая ногами, жужжат, словно большие шмели: жжжжжжжжжжжжж, а девочки изображают красивые цветы.