Последнее обновление: 20.05.2015

Причины  речевых  нарушений

Шумакова Светлана Ивановна

Учитель-логопед

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды.

           Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияния речевого окружения, общения эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы.

          У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков  л, р, ускоренный темп речи. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды её развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.

          Основные причины патологии детской речи:

  1. Различная внутриутробная патология. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. До 4 мес.
  2. Родовая травма и асфиксия, то есть недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания, во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  3. Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка.
  4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  5. Наследственные факторы.

В этих случаяхнарушения речи могут составлять лишь часть общего

нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут

обусловить нарушения различных сторон речи.

         При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

         Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребёнка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости.

        В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенёсших родовые травмы.

        Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.