Последнее обновление: 20.05.2014

Причины возникновения речевых нарушений  у детей дошкольного возраста

Денисова Алла Анатольевна

Учитель-логопед

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние условия. У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко  подвергается неблагоприятным воздействиям.

Основные причины патологии детской речи:

  1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют  токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
  2. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго- энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства. Нередко, например, глисты и коклюш вызывают заикание, а рахит – задержку в развитии речи и косноязычие. Глисты вредно действуют на высшую нервную деятельность путем выделения токсинов, механическими же раздражениями кишечника они повышают возбудимость нервной системы. Коклюш нарушает дыхательную и голосовую функции (судорожные спазмы) и создает невротическое состояние (чувство страха перед припадком). И то , и другое приводит к расстройству речи. Рахит, являясь одним из видов нарушения обмена веществ, в тяжелых случаях вызывает резкие деформации костей органов артикуляции, а также черепной коробки, в связи с чем деформируется и сам мозг, нарушаются условия его питания. В результате чего у ребенка может возникнуть косноязычие, запоздалость развития речи и психики в целом.

Особенно вредно отражается на развитии речи ребенка – расстройство пищеварения и питания, т.к. при этом резко падает образование условных рефлексов. В этих случаях новые речевые рефлексы (звуки, слова, фразы) образуются медленно, отличаются неустойчивостью, часто надолго пропадают, а затем медленно восстанавливаются; звуки и слова плохо дифференцируются и поэтому долго смешиваются, речь становится невнятной, нечленораздельной.

  1. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  2. Наследственные факторы.
  3. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание, могут обусловить нарушения различных сторон речи. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии (а оно необходимо для  полноценного обучения в школе) в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:

а) семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

б) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха (у одного или обоих родителей);

в) семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

г) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию (кислородное голодание), природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

        В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет периодическая госпитализация  женщин с отрицательным резус-фактором, диспансеризация женщин, страдающих  хроническими заболеваниями, диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Добавить комментарий