Последнее обновление: 25.05.2015

Подготовка к школе

Кукушкина Инна Евгеньевна
Воспитатель логопедической группы №6

Чтобы успешно учиться,  ребенку  нужны  определенные  навыки  и умения. Различают специальные навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и др.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. Среди них наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют следующие умения:

1) принимать учебную задачу и следовать правилам;

2) осуществлять контроль  над собственными действиями;

3) «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к письму.

1. Принятие учебной задачи — один из важнейших компонентов учебной деятельности, означает способность ребенка выделить вопрос — проблему, подчинить ей свои действия и опираться не на личную ситуацию, а на те логические, смысловые отношения, которое отражены в условиях задачи. Например:

«Дети пошли в сад за грушами. Витя сорвал 2 груши. Галя на 1 груша больше. Сколько груш сорвали дети?» По своим навыкам и умениям дети 6-7 лет уже могут справиться с этой задачей. Однако очень часто этого не происходит. Едва дослушав условия, многие из них начинают говорить, что они тоже любят груши. Такая реакция на задачу — не шалость, а результат непонимания специфики учебной ситуации и роли учителя в этом процессе. Непонимание этого затрудняет восприятие ребенком предложенной задачи как учебной, препятствует выделению учебной проблемы. Поэтому даже многократное объяснение способа решения аналогичной задачи может оказаться для таких детей безуспешным.

Как проверить, умеет ли ребенок принимать учебную задачу? Для этого можно предложить малышу одну из задач следующего типа: «Лиса больше зайца, заяц больше медведя. Кто в этом случае больше — заяц или медведь?» Если ребенок примет эту задачу как учебную, он на какое — то время задумается, возможно, задаст вопрос, уточняющий условия. Но если этого не произойдет, он без особых колебаний даст ответ: «Медведь: Он самый большой и сильный», то это будет говорить о том, что ребенок данным умением не владеет.

Как научить ребенка этому умению? Одна из наиболее простых, но очень действенных рекомендаций состоит в том, чтобы научить ребенка не давать поясняющих ответов, научить его перед ответом хоть немножко подумать. Для этого можно искусственно удлинить отрезок времени между вашим вопросом и его ответом. Например, ввести такое правило: давать ответ можно только после команды взрослого. И подавать эту команду только через 1 -2 минуты.

Кроме того, важное место в развитии рассматриваемого умения занимает сюжетно-ролевая игра. В специально проведенных исследованиях было установлено, что дети, испытывающие трудности в принятии учебных задач, как правило, не умеют играть. Вся их игра часто сводится к простому манипулированию игрушками. Они не в состоянии удержать роль в течение длительного времени, не согласуют свои действия с другими участниками.

Детям необходимо предлагать игры с разнообразными сюжетами, например, в больницу, в детский сад, в школу и т.д. Хорошо, если ребенок научится самостоятельно придумывать сюжеты для таких игр. При этом важно, чтобы он выполнял в игре разные роли: врача, медсестры, пациента, учителя и ученика, шофера и пассажира.

Когда дети научатся долго и без помощи взрослого играть по их  придуманному сюжету, когда для них не будет трудно согласовывать свои ролевые действия с действиями других детей, тогда они смогут легко принимать учебную задачу.

Еще одно важное умение — следовать правилам. Для развития этого умения наиболее эффективны игры с правилами. Такие игры вообще имеют очень большое значение для психического развития дошкольников. В них ребенок учится подчиняться правилу, причем это правило становится для него внутренним.

2. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:

1) при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;

2) в ходе непосредственного выполнения определенных действий;

3) после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым.

Действие самоконтроля у детей дошкольного возраста требует специального формирования.   Общий   принцип   формирования   и   закрепления   самоконтроля   —

постепенный последовательный перевод детей с внешнего контроля, осуществляемого взрослым, на самоконтроль.

На этапе принятия учебного или игрового задания действия    самоконтроля формируются путем установки ребенка на запоминание условий задания или правил игры.

Для этого малыша нужно научить:

  • 1) Повторять задание вслух сразу после того, как оно сформулировано:
  • 2) Оценивать правильность этого повторений;
  • 3) Обращать внимание на способы выполнения задания до того, как оно начато.
    При этом проговаривание вслух постепенно сменяется проговариванием шепотом, а затем «про себя».

Формирование действий самоконтроля на этапе выполнения задания должно быть направлено на обучение таким умениям:

  • 1) Оценивать правильность выполнения задания в самом начале и по ходу его исполнения
  • 2) Повторять условия задания в ходе его выполнения;
  • 3) Контролировать правильность выполнения задания другим ребенком или взрослым.

Здесь тоже громкая речь постепенно должна быть вытеснена проговариванием «про себя». Действие считается сформированным, если ребенок работает молча, уверенно, правильно, допущенные ошибки исправляет самостоятельно. Любые самоисправления следует поощрять, даже если из-за них возникает «грязь».

Пока самоконтроль не сформирован, нужен постоянный «пошаговый» контроль. При этом основной формой указаний должны быть не замечания, а совет типа: «Попробуй поискать в этом месте ошибку. Нашел? Молодец! А теперь скорее исправь ее».

Когда деятельность завершена, важно научить ребенка осуществлять оценку полученного результата. Для этого нужно обучить его следующим действиям:

  • 1) Вспоминать, какие были условия задания;
  • 2) Определять, какие условия он выполнил, какие выполнил неточно, а о каких вообще забыл.
  • 3) Оценивать результаты работы других детей и аргументировать эту оценку в развернутой речевой форме.

3. Важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма. Содержательная сторона — это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется. Двигательная сторона письма — это умение сохранять и изменять направлена движения руки в соответствии с рисунком графемы, осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения.

Развитию «ручной умелости» способствуют ИЗО, рисование, лепка, аппликация оригами.