На заметку родителям первоклассников
![]() |
Елена Петровна Осипова Учитель-логопед |
Ваш ребенок пошел в первый класс. Вроде бы год начался успешно. И вдруг в конце первой четверти или после зимних каникул он все чаще стал приносить неудовлетворительные оценки, и больше всего по русскому языку и литературе. Взрослые склонны приписывать двойки своих детей лени и невнимательности.
Но как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание? А понять это можно по характеру ошибок, которые ребенок допускает. Если ошибки похожи на указанные ниже, тетрадь ученика сигнализирует: «Нужна помощь!»
- Отсутствуют пропуски между словами и предложениями.
- Имеет место зеркальное письмо: буквы С,Э,З,Б,В и другие перевернуты в другую сторону; эта же картина может быть и с цифрами.
- Повторяется одна и та же буква в написании слова, например: пироп вместо пирог.
- Имеет место замена букв: Б-Д (колоДок), Ж-Х (муЖомор), И-У (клУмат), Т-П (Пигр).
- Ошибки в правописании гласных в ударных слогах (учЕтель вместо учИтель).
- Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (ГАМАзин вместо МАГАзин).
- Забывание начертаний редко встречающихся букв (Ъ,Э) или прописных букв.
- Нечитаемый почерк, слишком мелкое или крупное написание букв, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).
Помочь ребенку сможет специалист, хорошо знающий не только русский язык, но и основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове горе-ученика, когда в его руке зажата авторучка.
Что же могут сделать родители?
- Первое – и самое главное – обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к логопеду.
- Второе – не ждать, что «само как-нибудь рассосется», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.
- Третье – понять, что бесконечные «двойки» и домашние разборки не улучшат ситуацию, а загонят проблемы в тупик.
Чтобы достичь желаемого, примите к сведению несколько полезных советов.
- Знайте обо всех заданиях по русскому языку и тщательно следите за их исполнением.
- Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка и радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
- Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем. Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался (полезная пища для ума – бананы, орехи, мед, лимоны)
- Повесьте над столом ребенка интересные и смешные цитаты из произведений. Научите его искать их в книгах. Назовите это занятие собиранием умных мыслей.
- Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.
- Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности.
- Играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжных прогулок – и успех будет обеспечен.