Последнее обновление: 17.05.2015

На заметку родителям первоклассников

       Елена  Петровна Осипова
       Учитель-логопед

       

Ваш ребенок пошел в первый класс. Вроде бы год начался успешно. И вдруг в конце первой четверти или после зимних каникул он все чаще стал приносить неудовлетворительные оценки, и больше всего по русскому языку и литературе. Взрослые склонны приписывать двойки своих детей  лени и невнимательности.

Но как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание? А понять это можно по характеру ошибок, которые ребенок допускает. Если ошибки похожи на указанные ниже, тетрадь ученика сигнализирует: «Нужна помощь!»

  • Отсутствуют пропуски между словами и предложениями.
  • Имеет место зеркальное письмо: буквы С,Э,З,Б,В и другие перевернуты в другую сторону; эта же картина может быть и с цифрами.
  • Повторяется одна и та же буква в написании слова, например: пироп вместо пирог.
  • Имеет место замена букв: Б-Д (колоДок), Ж-Х (муЖомор), И-У (клУмат), Т-П  (Пигр).
  • Ошибки в правописании гласных в ударных слогах (учЕтель вместо учИтель).
  • Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (ГАМАзин вместо МАГАзин).
  • Забывание начертаний редко встречающихся букв (Ъ,Э) или прописных букв.
  • Нечитаемый почерк, слишком мелкое или крупное написание букв, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).

Помочь ребенку сможет специалист, хорошо знающий не только русский язык, но и основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове горе-ученика, когда в его руке зажата авторучка.

Что же могут сделать родители?

  • Первое – и самое главное – обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к логопеду.
  • Второе – не ждать, что «само как-нибудь рассосется», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.
  • Третье – понять, что бесконечные «двойки» и домашние разборки не улучшат ситуацию, а загонят проблемы в тупик.

Чтобы достичь желаемого, примите к сведению несколько полезных советов.

  • Знайте обо всех заданиях по русскому языку и тщательно следите за их исполнением.
  • Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка  и радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
  • Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем. Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался (полезная пища для ума – бананы, орехи, мед, лимоны)
  • Повесьте над столом ребенка интересные и смешные цитаты из произведений. Научите его искать их в книгах. Назовите это занятие собиранием умных мыслей.
  • Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.
  • Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности.
  • Играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжных прогулок – и успех будет обеспечен.